Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.,
судей Колесниковой Л.В., Медведева А.А.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца П.М.Н. на решение Заринского городского суда Алтайского края от 24 января 2017 года по делу
по иску П.М.Н. к МО МВД России "Заринский", Главному управлению МВД РФ по Алтайскому краю о признании действий по отмене дополнительных выплат незаконными.
Заслушав доклад судьи Колесниковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.М.Н. обратился в суд с иском к МО МВД России "Заринский", Главному управлению МВД России по Алтайскому краю о признании Указания от ДД.ММ.ГГ и Распоряжения от ДД.ММ.ГГ Главного управления МВД России по Алтайскому краю о прекращении дополнительной выплаты сотрудникам МО МВД России "Заринский", которые устанавливались за исполнение служебных обязанностей в условиях контактирования с больными туберкулезом, незаконными; признании незаконными действий МО МВД России "Заринский" о прекращении дополнительной выплаты сотрудникам МО МВД России "Заринский", которые устанавливались за исполнение служебных обязанностей в условиях контактирования с больными туберкулезом; возложении обязанности на ответчика произвести дополнительную выплату за фактическое время работы в условиях контактирования с больными туберкулезом при исполнении служебных обязанностей за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В обоснование заявленных требований истец П.М.Н. указал, что является действующим сотрудником полиции, проходит службу в подразделении ИВС МО МВД России "Заринский". Ответчиками в ДД.ММ.ГГ было принято решение об отмене дополнительной выплаты, которая устанавливалась за исполнение служебных обязанностей в условиях контактирования с больными туберкулезом. Считает действия ответчиков незаконными.
Решением Заринского городского суда Алтайского края от 24 января 2017 года исковые требования П.М.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец П.М.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что из ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" не следует, что размеры повышения оплаты труда устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок предусмотрен только для медицинских работников. Для получения дополнительной выплаты сотрудникам ОВД должна быть проведена специальная оценка условий труда. Данное обстоятельство подтверждается судебной практикой по аналогичным делам. При этом право на дополнительные выплаты для сотрудников ОВД, проходящих службу в ИВС, подразделениях охраны и конвоирования предусмотрено нормативными актами, в частности, Федеральным законом от 18 июня 2001 года N77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2003 года N892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Приказом Минздрава Российской Федерации, Минообороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации, Минсельхоза Российской Федерации от 30.05.2003 N 225/194/363/126/2330/777/292 "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда".
По мнению истца, является необоснованным вывод суда о предусмотренном статьей 2 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исчерпывающем перечне дополнительных выплат, поскольку в п. 17 ст. 2 названного Закона предусмотрено, что Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Несостоятельна ссылка суда на главу 8 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку указанные положения регламентируют служебное время и время отдыха сотрудника органов внутренних дел.
Указывает также, что суд положил в основу своего решения совершенно иные обстоятельства, чем те, на которые ссылался ответчик.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик МО МВД России "Заринский" просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю П.О.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что П.М.Н. проходит службу в ОВД с ДД.ММ.ГГ по настоящее время на разных должностях, в должности полицейского (водителя) отделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых МО МВД России "Заринский" с ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ начальником ГУ МВД России по АК в адрес начальников служб и подразделений ГУ, территориальных органов внутренних дел края направлено Указание *** о прекращении установленной дополнительной выплаты сотрудникам ОВД при исполнении ими служебных обязанностей в условиях контактирования с больными туберкулезом.
ДД.ММ.ГГ начальником ГУ МВД России по АК принято Распоряжение *** о прекращении с ДД.ММ.ГГ начисления и выплаты сотрудникам ОВД дополнительной оплаты за работу с вредными и опасными условиями труда, непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца как сотрудника органов внутренних дел права на надбавку к должностному окладу за исполнение служебных обязанностей в условиях контактирования с больными туберкулезом.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд правильно применил закон, определилюридически значимые обстоятельства, выводы суда мотивированы, соответствуют действующему законодательству и собранным по делу доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется.
Истец П.М.Н. является сотрудником органов внутренних дел и на него распространяется действие специального закона - Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в законную силу с 01.01.2012 (в ред.от 4.11.2014), денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (п.1, 3 ст. 2).
Согласно п. 6 ст. 2 указанного Федерального закона сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В данный перечень не входит дополнительная оплата труда сотрудникам органов внутренних дел за выполнение служебных обязанностей, в условиях контактирования с больными туберкулезом (во вредных условиях).
При этом, как верно указано истцом в жалобе, п. 17 ст. 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач.
В качестве Федерального закона, которым предусмотрены другие дополнительные надбавки, истец указывает ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Вместе с тем, вопреки доводам жалобы, указанный нормативно-правовой акт не предоставляет истцу безусловное право на надбавку к должностному окладу за работу во вредных условиях труда.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N203-ФЗ) медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Этим же пунктом установлено, что размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.
Во исполнение указанного федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", 30.05.2003 был принят совместный приказ Минздрава Российской Федерации, Минообороны Российской Федерации, МВД Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации, Минсельхоза Российской Федерации N 225/194/363/126/2330/777/292, которым утвержден Перечень должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда (далее - Перечень).
В разделе 4 Перечня "Должности медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях системы МВД России" указаны сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану, содержание и конвоирование больных туберкулезом в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых (п.4.2.).
Из смысла вышеприведенных правовых норм, следует, что правом на дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями имеют медицинские, ветеринарные и иные работники (в том числе сотрудники ОВД) при условии, что они непосредственно участвуют в оказании противотурберкулезной помощи и при выполнении служебных обязанностей непосредственно контактируют с лицами, страдающими туберкулезом.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГ истец проходит службу в ОВД в качестве полицейского (водителя) отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС МО МВД России "Заринский".
Каких-либо относимых и допустимых доказательств того, что при исполнении своих служебных обязанностей П.М.Н. непосредственно оказывал медицинскую помощь и контактировал со страдающими туберкулезом лицами, истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Представленные истцом в материалы дела табели учета гражданских сотрудников ИВС МО МВД РФ "Заринский" в условиях контактирования с больными туберкулезом в ДД.ММ.ГГ указанные выше выводы не опровергают. В данных табелях указаны иные сотрудники ИВС, контактириющие с больными туберкулезом, - начальник медицинской части и дезинфектор.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях сотрудникам органов внутренних дел статьями 53 и 58 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены иные гарантии - дополнительный отпуск и сокращенное служебное время за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях.
Указание истца в жалобе на то, что названные положения закона регламентируют служебное время и время отдыха, а потому ссылка суда первой инстанции на них несостоятельна, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку иными положениями Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрены иные гарантии за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях, в том числе, и дополнительные выплаты и надбавки за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях.
Таким образом, поскольку действующим законодательством сотрудникам органов внутренних дел, непосредственно не контактирующим с больными туберкулезом, не предусмотрена дополнительная оплата за исполнение служебных во за вредных условиях, а принятые ГУ МВД РФ по АК Указание от ДД.ММ.ГГ и Распоряжение от ДД.ММ.ГГ о прекращении начисления и выплаты сотрудникам дополнительной оплаты за работу с вредными и опасными условиями труда за исполнение служебных обязанностей в условиях контактирования с больными туберкулезом, приведено в соответствие с действующим законодательством и ему не противоречит, то у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут послужить основанием к отмене постановленного решения, поскольку выводов суда первой инстанции не опровергают.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения по ее доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца П.М.Н. на решение Заринского городского суда Алтайского края от 24 января 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.