Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А,
судей Колесниковой Л.В., Медведева А.А.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Ш.Т.В. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 1 декабря 2016 года по гражданскому делу
по иску Ш.Т.В. к администрации г. Бийска, Г. У. строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Г. У. Алтайского края по труду и социальной защите, У. социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району о признании отказа незаконным, признании права на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения, о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
Заслушав доклад судьи Колесниковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш.Т.В. обратилась в суд с настоящим иском к администрации г. Бийска, Главному Управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Главному Управлению Алтайского края по труду и социальной защите (далее по тексту - Главтрудсоцзащита), Управлению социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району, в котором просила признать незаконным отказ администрации г. Бийска во включении ее в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: "адрес"; признать ее право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу: "адрес"; возложить на администрацию г. Бийска, Г. У. строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность включить ее в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома по указанному адресу; возложить на Главтрудсоцзащиту, Управление социальной защиты населения по городу Бийску и Бийскому району обязанность произвести ей социальную выплату на проведение капитального ремонта жилого дома по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ она является собственником жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, общей площадью ***м.
В связи с паводком, произошедшим в мае-июне 2014 года, указанный жилой дом пострадал и требует капитального ремонта.
Она обратилась в администрацию г. Бийска с заявлением о включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, однако в этом ей было отказано со ссылкой на то, что на дату подачи заявления она являлась собственником иного не поврежденного в результате паводка жилого помещения - "адрес" Алтайского края.
Полагая, что отказ является незаконным и нарушает ее права, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Просила учесть, что "адрес" Алтайского края была приобретена ею на средства ипотечного кредитования после паводка ввиду невозможности проживания в поврежденном жилом доме, а потому не должна учитываться при разрешении ее заявления о включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного жилого дома.
В судебном заседании истец Ш.Т.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Дополнительно просила учесть, что ее семья, в состав которой помимо нее входят двое малолетних детей, относится к категории малоимущих, брак с супругом Ш.А.С. расторгнут в ДД.ММ.ГГ
Представитель ответчика Администрации г. Бийска В.В.В. в судебном заседании возражал против исковых требований, ссылаясь на их необоснованность, поскольку на дату подачи заявления о включении в соответствующий список Ш.Т.В. являлась собственником иного, не поврежденного в результате паводка и пригодного для проживания помещения по адресу: "адрес"
Ответчик Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в письменных возражениях ссылаясь на необоснованность исковых требований просили в их удовлетворении отказать. Обращает внимание, что наличие в собственности истца на дату рассмотрения заявления о включении ее в списки граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта пострадавшего во время паводка 2014 года жилого дома по адресу: "адрес", иного, не поврежденного в результате паводка и пригодного для проживания жилого помещения, в силу действующего законодательства РФ влечет отказ в удовлетворении ее заявления. Самостоятельным основанием для отказа в иске к указанному ответчику является то, что Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по спору, поскольку его действиями либо бездействием права истца нарушены не были, обращения по вопросу включения Ш.Т.В. в список граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт не поступали.
Вышеуказанным решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Ш.Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе указывает на обстоятельства, приведенные в иске, настаивает, что квартира ею была приобретена вынужденно, поскольку дом сильно пострадал в результате паводка, приближалась зима, ей вместе с несовершеннолетними детьми, мужем "данные изъяты" негде было жить, администрация г. Бийска при этом бездействовала.
В письменных возражениях ответчик Минстройтранс Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По состоянию на ДД.ММ.ГГ на территории г. Бийска сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог. Режим чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края введен постановлениями Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение и реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающие порядок и условия предоставления в 2015 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ) право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
-являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
-проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
-не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
-включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом по адресу: "адрес", в период весенне-летнего паводка ДД.ММ.ГГ находился в зоне затопления и был включен в список жилых домов, попавших в зону подтопления, что подтверждается справкой МКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Бийска".
Согласно копиям свидетельства о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником указанного жилого дома с ДД.ММ.ГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ является Ш.Т.В.
На регистрационном учете по месту жительства по адресу: "адрес", Ш.Т.В. состоит с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается копиями извлечений из паспорта и из домовой книги.
Заключением комиссии по результатам обследования поврежденного индивидуального дома по адресу: "адрес", установлена необходимость проведения капитального ремонта указанного жилого дома (площадь дома, требующая ремонта - *** кв.м.), что подтверждается копией акта обследования от ДД.ММ.ГГ ***.
Кроме того, согласно материалам дела, на основании договора купли-продажи с одновременным обременением ипотекой в силу закона от ДД.ММ.ГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Ш.Т.В. на квартиру по адресу: "адрес", площадью *** кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
ДД.ММ.ГГ истец обратилась с заявлением в администрацию г. Бийска о предоставлении ей социальной выплаты для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома, поврежденного в результате паводка.
Письмом администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ *** истице отказано во включении в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения на основании п. 4 вышеуказанного Порядка, в связи с тем, что на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГ она являлась собственником иного жилого помещения, не поврежденного в результате паводка, пригодного для проживания, расположенного по адресу: "адрес". Указанный отказ истцом оспорен не был.
ДД.ММ.ГГ Ш.Т.В. повторно обратилась в администрацию г. Бийска по вопросу предоставления ей выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома по указанному адресу.
По итогам рассмотрения данного заявления администрацией г. Бийска во включении в список граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилья Ш.Т.В. отказано по аналогичным основаниям.
Не согласившись с указанным отказом, истица обратилась в суд с настоящим иском, считая, что квартира по адресу: "адрес" не должна учитываться при разрешении ее заявления о включении в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного жилого дома, поскольку была приобретена на средства ипотечного кредитования после паводка ввиду невозможности проживать в поврежденном паводком жилом доме.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности всех условий, необходимых для предоставления истице социальной выплаты ввиду наличия у нее на момент принятия решения о такой выплате иного жилого помещения, пригодного для проживания, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, находя их основанными на правильном применении и толковании норм права.
Согласно пункту 4 указанных вышеуказанных Правил предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда;
б) наличие списков граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в) наличие перечня многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Одним из мероприятий, на реализацию которых предоставляются трансферты, является предоставление мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения (подпункт "а" пункта 5 Правил).
Во исполнение указанных Правил Администрацией Алтайского края принято постановление N 234 от 17 июня 2015 года "Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края", в пункте 4 которого также изложены требования, при соблюдении которых за гражданами признается право на получение социальной выплаты.
Как верно указал суд, из системного толкования вышеприведенных норм следует, что для включения в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, необходимо наличие следующих условий: указанные граждане являются собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации; проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам; не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания; или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведение капитального ремонта.
Постановлением Администрации Алтайского края от 12 ноября 2015 года N 457 в постановление Администрации края от 17 июня 2015 года N 234 внесены изменения, в частности изложен в новой редакции пункт 4 Порядка, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
соответствующие критериям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
При отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта.
Указанный Порядок вступил в законную силу 18 июня 2015 года, следовательно, срок подачи заявлений, указанных в п. 4 Порядка, определен до 18 июля 2015 года, а потому повторное заявление Ш.Т.В. от 30 июня 2016 года подано с нарушением установленного срока.
При этом, истцом было реализовано право на обращение с заявлением о включении её в списки граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта в установленный срок - ДД.ММ.ГГ, по данному заявлению ответчиком было принято решение от ДД.ММ.ГГ ***
Таким образом, из толкования приведенных норм следует, что отсутствие иного жилого помещения должно иметь место на момент разрешения вопроса о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствует совокупность всех условий, необходимых для предоставления истице социальной выплаты ввиду наличия у нее на момент принятия решения о такой выплате иного жилого помещения, пригодного для проживания.
Довод жалобы о том, что на момент паводка истица имела лишь одно жилое помещение, которое и пострадало от паводка и нуждается в капитальном ремонте, подлежит отклонению, поскольку на момент разрешения вопроса о включении в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края истица являлась собственником иного жилого помещения пригодного для проживания.
Доводы жалобы Ш.Т.В. о том, что ее семья является малоимущей, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым при разрешении настоящего спора.
Ссылка истицы на то, что иное жилое помещение приобретено ею с использованием заемных средств правового значения для разрешения настоящего спора по существу также не имеет.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность принятого по делу решения, апелляционная жалоба истца не содержит.
Поскольку доводы жалобы несостоятельны и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, материальный закон судом применен верно, процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда по ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено, то оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Ш.Т.В. на решение Бийского городского суда Алтайского края от 1 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.