Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего - Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования "Чемальский район" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
установил:
Администрация муниципального образования "Чемальский район" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что в муниципальной собственности муниципального образования "Чемальский район" находятся: земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3926 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"; земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2783 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"; земельный участок с кадастровым номером N, площадью 21935 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты"; земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", с кадастровой стоимостью "данные изъяты". Согласно отчетам об оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на "дата" составила "данные изъяты", земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на "дата" - "данные изъяты", земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на "дата" - "данные изъяты", земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на "дата" - "данные изъяты". В связи с этим, ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости.
В ходе судебного разбирательства Глава Администрации Чемальского района Ларин Е.В. уточнил административное исковое требование, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты", земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты", земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты", земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты".
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Четвернина А.И. поддержала заявленное требование по доводам, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Алтай по доверенности Калачева Ю.Б. не возражала относительно удовлетворения заявленного требования.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, представитель Правительства Республики Алтай, представитель Администрации МО "Чемальское сельское поселение", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5).
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
В ч. 2 ст. 245 КАС РФ определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности муниципального образования "Чемальский район" находятся: земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3926 кв.м., расположенный по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2783 кв.м., расположенный по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, площадью 21935 кв.м., расположенный по адресу: "адрес"; земельный участок с кадастровым номером N, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается выписками из ЕГПР N от "дата", N от "дата", N от "дата", N от "дата" соответственно.
Согласно кадастровым справкам от "дата" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на "дата" и определена в размере "данные изъяты"; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на "дата" и определена в размере "данные изъяты"; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на "дата" и определена в размере "данные изъяты"; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на "дата" и определена в размере "данные изъяты".
Из представленного представителем административного истца в обоснование требования отчета об оценке N от "дата" от следует, что по состоянию на "дата" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", составила "данные изъяты".
Как следует из отчета об оценке N от "дата", по состоянию на "дата" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", составила "данные изъяты".
Из отчета об оценке N от "дата" следует, что по состоянию на "дата" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", составила "данные изъяты".
Из отчета об оценке N от "дата" усматривается, что по состоянию на "дата" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", составила "данные изъяты".
Согласно положительным экспертным заключениям N, N, N, N от "дата" отчеты об оценке N, N, N, N от "дата" соответствуют действующему законодательству, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки, являются обоснованными и достоверными.
Однако, по ходатайству представителя административного истца при наличии у лиц, участвующих в деле, возникших сомнений относительно достоверности представленных отчетов об оценке, судом назначена судебная оценочная экспертиза с целью установления рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N на дату установления их кадастровой стоимости - "дата", "дата", "дата", "дата" соответственно.
Лица, участвующие в деле, против проведения судебной оценочной экспертизы не возражали.
Согласно заключению проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов - обслуживание здания детского сада и ведения хозяйственной деятельности, площадью 3926 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на "дата" составляет "данные изъяты"; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов - общественное управление, площадью 2783 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на "дата" составляет "данные изъяты"; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов - для обслуживания школы, площадью 21935 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на "дата" составляет "данные изъяты"; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли поселений, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на "дата" составляет "данные изъяты".
О несогласии с вышеупомянутым заключением судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, в процессе судебного разбирательства не заявлялось; с ходатайствами о назначении дополнительной судебной экспертизы указанные лица не обращались.
Оценивая данное экспертное заключение, суд относит его к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, поскольку оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правому регулированию оценочной деятельности. Заключение выполнено компетентным экспертом-специалистом в области оценочной деятельности, имеющим опыт работы в области оценки, основано на материалах дела и результатах аналитической работы по изучению данных о ценах предложений на сопоставимые (аналогичные) объекты на дату оценки, а изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленный судом перед экспертом вопрос и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами. Более того, эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Доказательств, свидетельствующих об ошибочности суждений эксперта и опровергающих правильность экспертного заключения, лицами, участвующими в деле, суду не представлено.
Таким образом, анализ собранных по делу доказательств в их совокупности свидетельствует о том, что определенная в экспертном заключении ФБУ "Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" от "дата" N рыночная стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости этих земельных участков, что затрагивает права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельных участков, определенной в заключении экспертизы на ту же дату, суд полагает, что требование Администрации Чемальского района подлежит удовлетворению.
Вопрос о судебных расходах по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, понесенных административным истцом и заинтересованными лицами, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в тех случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что судебные расходы, понесенные административным истцом по делу, не подлежат взысканию с административных ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Администрации муниципального образования "Чемальский район" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, поданное в суд 05 декабря 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", площадью 3926 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в сумме "данные изъяты", равной его рыночной стоимости, по состоянию на "дата".
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", площадью 2783 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в сумме "данные изъяты", равной его рыночной стоимости, по состоянию на "дата".
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", площадью 21935 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в сумме "данные изъяты", равной его рыночной стоимости, по состоянию на "дата".
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: "данные изъяты", площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в сумме "данные изъяты", равной его рыночной стоимости, по состоянию на "дата".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.О. Имансакипова
Мотивированное решение составлено 31 марта 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.