Судебная коллегия по гражданском делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Сучковой Е.Г., Мирончика И.С.,
при секретаре Казбановой Д.И.,
с участием прокурора Назаркина В.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, по докладу судьи Сучковой Е.Г.,
гражданское дело по иску Норильского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Мельникову ФИО10 и Федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю" о признании маломерного судна не прошедшим технического освидетельствования, признании акта технического освидетельствования недействительным, запрете эксплуатации маломерного судна,
по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю" - Парчевской И.П.
на решение Дудинского районного суда Красноярского края от 02 декабря 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Норильского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать маломерное судно "Казанка-5м3", имеющее заводской N, принадлежащее на праве собственности Мельникову ФИО11 и зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером N N не прошедшим первичное техническое освидетельствование.
Признать составленный и подписанный "дата" года государственным инспектором Дудинского инспекторского участка ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" акт технического освидетельствования (первичного, ежегодного) о годности к плаванию маломерного судна "Казанка-5м3", имеющего заводской номер N принадлежащего на праве собственности Мельникову ФИО12 и зарегистрированного в реестре маломерных судов за регистрационным номером N, недействительным.
Запретить Мельникову ФИО13 эксплуатировать маломерное судно "Казанка-5м3", имеющее заводской номер N зарегистрированное в реестре маломерных судов за регистрационным номером N, в том числе передавать его другим лицам для эксплуатации, до фактического прохождения технического освидетельствования маломерного судна на пригодность к плаванию".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Норильский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Мельникову В.В. и Федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю" (далее- ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю") о признании маломерного судна не прошедшим технического освидетельствования, запрете эксплуатации маломерного судна, признании акта технического освидетельствования недействительным.
В обосновании иска указал, что в нарушение требований закона государственным инспектором по маломерным судам Дудинского инспекторского участка ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" без фактического проведения первичного технического освидетельствования, без использования специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов принято решение о годности к плаванию принадлежащего Мельникову В.В. маломерного судна "Казанка 5м3". Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности, а, следовательно, нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Судом постановленоприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" по доверенности -Парчевская И.П. ( "данные изъяты" просит отменить решение суда, в связи с неправильным применением норм материального права, полагает, что судебный акт не основан на положениях действующего законодательства РФ и нормативных правовых актов МЧС, обстоятельства имеющие значения для дела, не были исследованы судом в полной мере, а доводы истца не были подтверждены соответствующими доказательствами. Указывает, что технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров. Проверка маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется в процессе их пользования, который наступает с момента государственной регистрации судна в судовой книге и выдачи судового билета с присвоенным регистрационным номером, а первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна, то есть, до процесса пользования, в связи с чем, применение газоанализатора при проведении первичного освидетельствования не является обязательным. В акте первичного освидетельствования "дата" года установлены нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями. Маломерное судно, принадлежащее Мельникову В.В., является транспортным средством заводского изготовления, прошедшим обязательную сертификацию, осмотр судна проведен визуально и методом сличения фактических данных и указанных данных в представленных документах.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу Норильский транспортный прокурор выражает несогласие с ее доводами, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Назаркина В.П., полагавшего необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.3 ст.35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004г. N835, государственная инспекция по маломерным судам, в частности осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
Согласно п.3 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС России N500 от 29 июня 2005г., государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. В соответствии с п.15 указанных Правил после государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна, который, в силу ч.10 ст.14 КВВТ РФ удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, а также годность судна к плаванию.
Порядок проведения технического надзора за маломерными судами регулируется Правилами технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утвержденными приказом МЧС России от 29 июня 2005г. N501.
Указанными Правилами установлено, что технический надзор за маломерными судами включает в себя проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров, по результатам которых осуществляется классификация маломерных судов (пункт 2.2).
При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием; результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию; указанные в акте первичного технического освидетельствования условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна, в котором специальным штампом делается отметка о техническом освидетельствовании, заверяемая подписью должностного лица, проводившего освидетельствование, и выдается технический талон на годность к плаванию установленного образца (пункт 2.3).
Оценка технического состояния маломерного судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам; устройствам, оборудованию и снабжению; противопожарной защите; механической установке электрооборудованию (пункт 2.7).
Таким образом, в отношении маломерных судов при прохождении технического освидетельствования проводятся испытания их технического состояния (с использованием специально предусмотренного для этих целей оборудования и инструментов), результаты которых отражаются в акте технического освидетельствования с заключением о годности маломерного судна к плаванию.
Согласно п.3 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29 июня 2005г. N502, пользование маломерными судами разрешается только после прохождения технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.
Приказом МЧС России N608 от 18 октября 2012г. утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п.2.30 указанного Административного регламента, предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества осуществляется на оборудованных для этих целей пунктах освидетельствования маломерных судов, включающих в себя, в том числе, водную акваторию, безопасную для проведения испытаний мореходных качеств; оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна; газоанализатор; специально оборудованную площадку для определения главных размерений маломерного судна.
Тестирование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества предусматривает такие процедуры, как проведение осмотра маломерного судна; испытание маломерного судна на мореходные качества; проверку состояния корпуса, надстроек, оборудования и устройств маломерного судна и иные процедуры (п.п.3.10-3.17.2).
Согласно п.3.49 указанного Административного регламента заключение о годности маломерного судна к плаванию в определенном районе безопасного плавания маломерного судна в морских, прибрежных морских и внутренних водах является основанием для получения отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельников В.В. на основании договоров купли-продажи является собственником маломерного судна "Казанка 5м3", имеющего заводской номер N в "дата" и лодочного мотора YAMAHA-40, заводской номер N
"дата" года на основании заявления Мельникова В.В. о регистрации маломерного судна и двигателя государственным инспектором по маломерным судам Дудинского инспекторского отделения ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю" был составлен акт первичного технического освидетельствования маломерного судна, в соответствии с которым принадлежащее Мельникову В.В. маломерное судно "Казанка 5м3" является годным к плаванию. Указанное судно было зарегистрировано в реестре маломерных судов за регистрационным номером N с выдачей Мельникову В.В. судового билета с указанием в нем условий и норм технического освидетельствования "дата".
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, исходил из того, что при вынесении положительного заключения о годности к плаванию маломерного судна, государственным инспектором ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю", в нарушение п. п.2.3, 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами, не была выполнена обязанность по проведению первичного технического освидетельствования с использованием специальных технических средств и оборудования, т.е. фактически годность маломерного судна к плаванию в соответствии с техническими требованиями установлена не была. Эксплуатация такого маломерного судна создает потенциальную опасность судоходству, угрозу жизни и здоровья судоводителя, его пассажирам и другим лицам, и управление маломерным судном, не прошедшим технического освидетельствования (осмотра), в силу п.8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России N502 от 29 июня 2005г., запрещено.
При таких обстоятельствах суд, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают правильных выводов суда, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств, оснований для которой не имеется, и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут явиться основанием для отмены решения.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 02 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения "Центр Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Красноярскому краю" Парчевской И.П.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.