Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Наприенковой О.Г., Сударьковой Е.В.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Министерства сельского хозяйства Красноярского края к Безруких К.И. о взыскании суммы социальной выплаты,
по апелляционным жалобам Министерства сельского хозяйства Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края,
на решение Дудинского районного суда от 07 ноября 2016г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства к Безруких К.И. о взыскании суммы социальной выплаты, предоставленной в 2012 году на строительство (приобретение) жилья в размере 2 616 300 рублей, отказать.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к Безруких К.И. о взыскании суммы социальной выплаты. Требования мотивированы тем, что в 2012г. ответчице были предоставлены средства государственной поддержки из краевого бюджета на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе. В 2015г. министерством проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения условий, целей и порядка использования средств государственной поддержки, по результатам которой было установлено, что в нарушение трехстороннего договора об обеспечении жильем участника долгосрочной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012-2014 годы, Безруких К.И. не было соблюдено условие осуществления государственной регистрации права собственности на жилое помещение не менее чем в течение двух лет с даты предоставления социальной выплаты. В соответствии с условиями программы, неисполнение данной обязанности влечет обязанность получателя социальной выплаты возвратить ее в краевой бюджет. 16 декабря 2015г. министерством в адрес ответчицы было направлено уведомление о необходимости возврата предоставленных мер социальной поддержки, однако, на момент обращения в суд, данные средства в бюджет не возвращены. В этой связи истец просил суд взыскать с Безруких К.И. предоставленную сумму социальной выплаты в размере 2 616 300 руб.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах министр сельского хозяйства Красноярского края Шорохов Л.Н., представитель Министерства финансов Красноярского края Стрельцова Т.Е. просят отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание Безруких К.И. и ее представитель Шульга Я.И., представители третьих лиц ООО "ПромСинтезТехнология", Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Министерства финансов Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились. Представитель Министерства финансов Красноярского края Стрельцова Т.Е. в апелляционной жалобе просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства финансов Красноярского края. При указанных обстоятельствах судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства сельского хозяйства Красноярского края Даниловой Г.В., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Постановлением Правительства Красноярского края от 13 октября 2011г. N586-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности" на 2012-2014 годы" была утверждена программа, целью которой являлось улучшение жилищных условий молодых специалистов, работающих в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, за счет предоставления государственной поддержки, направленной на обеспечение доступности при строительстве или приобретении жилья в сельской местности.
Главным распорядителем бюджетных средств, как следует из паспорта указанной долгосрочной целевой программы, является Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края.
Из подраздела 3.1 указанной программы следует, что бюджетное финансирование программных мероприятий осуществляется путем предоставления, в том числе социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Размер субсидий и социальных выплат из краевого бюджета, включая предоставленные краевому бюджету субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий, составляет 90 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Согласно подразделу 3.3 программы социальные выплаты молодым семьям и молодым специалистам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности предоставляются молодым семьям и молодым специалистам, соответствующим условиям пункта 1 подраздела 3.1 настоящей программы, и имеющим собственные и (или) заемные средства на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты.Из материалов дела видно, что Безруких К.И., являющаяся многодетной матерью, 25 мая 2012г. обратилась к истцу с заявлением о выдаче ей, как участнику Программы, свидетельства о предоставлении социальной выплаты.
28 мая 2012г. был заключен трехсторонний договор между Министерством сельского хозяйства Красноярского края, ТМКОУ "Усть-Авамская средняя общеобразовательная школа N13" и Безруких К.И. об обеспечении жильем участника вышеуказанной долгосрочной целевой программы, имеющего собственные и (или) заемные денежные средства, с учетом предусмотренной на эти цели социальной выплаты.
Министерство сельского хозяйства Красноярского края, в соответствии с условиями указанного договора, предоставило Безруких К.И. социальную выплату в размере 2 616 300 руб. путем перечисления суммы на блокированный банковский счет.
30 декабря 2013г. Безруких К.И. заключила с ООО "ПромСинтезТехнология" (застройщик) договор об участии в долевом строительстве жилого дома, по условиям которого застройщик обязался осуществить строительство и передать дольщику трехкомнатную квартиру в двухквартирном доме в пос.Усть-Авам Таймырского района. При этом, из договора следует, что правом на оформление квартиры в собственность Безруких К.И. наделяется после завершения строительства жилого дома и ввода его в эксплуатацию, подписания акта приема-передачи квартиры и выполнения обязательств по финансированию строительства в полном объеме. Застройщик обязался передать Безруких К.И. квартиру в срок до 30 октября 2014г. Цена договора составила 2 907 000 руб., из которых 2 616 300 руб. - социальная выплата, 290 700 руб. - средства материнского капитала.
Указанный договор зарегистрирован Дудинским отделом Управления Росреестра по Красноярскому краю 19 февраля 2014г.
Согласно акту выездной проверки на предмет соблюдения условий, целей и порядка, установленных при предоставлении в 2012г. мер государственной поддержки от 30 октября 2015г., проведенной на основании приказа Министерства сельского хозяйства Красноярского края от 08 сентября 2015г. N556-о, объект долевого строительства не завершен, строительные работы не ведутся.
16 декабря 2015г. истец, в соответствии с п.16 подраздела 3.1 указанной программы, направил в адрес ответчицы уведомление о необходимости возврата предоставленных мер государственной поддержки в размере 2 616 300 руб., однако денежные средства возвращены не были. В этой связи истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что вины Безруких К.И. в несоблюдении условия заключенного трехстороннего договора: осуществление регистрации права собственности на жилое помещение не позднее чем в течение двух лет с даты предоставления социальной выплаты, не имеется, по условиям п.2.3 договора об участии в долевом строительстве от 30 декабря 2013г. она вправе оформить право собственности только после завершения строительства жилых домов и ввода их в эксплуатацию, тогда как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и технический план объекта строительства, как на момент проведения выездной проверки, так и на момент подачи иска в суд, застройщиком не получены, квартира по акту приема-передачи ответчице не передана, в связи с чем регистрация права собственности на объект недвижимости невозможна по независящим от нее обстоятельствам. Кроме того, суд правильно принял во внимание то, что социальная выплата была предоставлена ответчице в августе 2012г., договор об участии в долевом строительстве был зарегистрирован Дудинским отделом Управления Росреестра по Красноярскому краю 19 февраля 2014г., фактически строительство дома началось застройщиком в 2014г.
В связи с изложенным судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционных жалоб о несогласии с решением суда в связи с тем, что выводы суда об отсутствии вины Безруких К.И. и отсутствии оснований для взыскания бюджетных средств не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку доводы жалобы по существу направлены на иную оценку представленных доказательств, оснований для которой не имеется, не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения.
Не состоятельны доводы жалобы представителя Министерства финансов Красноярского края Стрельцовой Т.Е. о том, что судом не рассмотрены встречные исковые требования Безруких К.И. и ее представителя Шульга Я.И. к Министерству сельского хозяйства Красноярского края о признании недействительным п.2.5.1 трехстороннего договора, заключенного 28 мая 2015г. между Министерством сельского хозяйства Красноярского края, ТМКОУ "Усть-Авамская средняя общеобразовательная школа N13" и Безруких К.И., поскольку не рассмотрение судом данного встречного искового требования не затрагивают права и интересы Министерства финансов Красноярского края, а Безруких К.И. и ее представитель Шульга Я.И. решение суда в указанной части в апелляционном порядке не обжалуют.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дудинского районного суда от 07 ноября 2016г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы министра сельского хозяйства Красноярского края Шорохова Л.Н. и представителя Министерства финансов Красноярского края Стрельцовой Т.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.