Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,
при секретаре Некрасовой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Медюх И.И. о взыскании задолженности по налогу и пени,
по апелляционной жалобе представителя ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска по доверенности Гейдельбах Л.А.,
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 12 декабря 2016 года, которым в удовлетворении требований отказано,
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска обратилась в суд к Медюх И.И. о взыскании задолженности по налогу и пени, мотивировав требования тем, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога. В его адрес направлено требование об уплате налогов, однако должником оплата задолженности не произведена. Просила взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 3071 рубль 45 копеек, пени в размере 390 рублей 50 копеек.
Судом первой инстанции постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ИФНС России по Октябрьскому району г.Красноярска по доверенности Гейдельбах Л.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просила решение отменить, указывая, что налоговое уведомление ответчиком было получено, и Медюх И.И. должен его исполнить.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие Медюх И.И., извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об отложении судебного заседания, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Гейдельбах Л.А. (по доверенности от 05.05.2016г.), поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 ст. 389 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно части 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
Пунктом 4 ст. 391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно положениям пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципального образования с учетом установленных ограничений, категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
На территории муниципального образования город Красноярск соответствующие налоговые ставки земельного налога установлены решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 N 5-32 "О местных налогах на территории города Красноярска", в соответствии с которым в зависимости от целевого назначения земельного участка применяется налоговая ставка, равная 0,1 процента от кадастровой стоимости либо 1,5 процента с учетом вида разрешенного использования земельного участка и категории земель. В соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 указанного решения Красноярского городского Совета, ставка земельного налога устанавливается в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Ставка земельного налога устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков, не перечисленных в пункте 2.2.1.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В соответствии с п.2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу п. 2.1. ст. 23 Налогового кодекса РФ с 01.01.2015г. (в редакции с изменениями, внесенными ФЗ N 52 от 02.04.2014г.) налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
В соответствии с ч.1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором он состоит на учете, при наличии у него недоимки (ч.2, ч.5 ст. 69 НК РФ).Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога может направлено физическому лицу по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст. 69 НК РФ).
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за при наличии установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2014г. у Медюх И.И. имелись в собственности объекты недвижимости: 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" доли земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"
В связи с этим ИФНС по Октябрьскому району г.Красноярска в адрес Медюх И.И. было направлено налоговое уведомление N "данные изъяты" от 14.05.2015г. по адресу: "данные изъяты". Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю Медюх И.И. с 03.10.2000г. зарегистрирован по адресу: "данные изъяты" (л.д. 22). Неисполнение обязанности по уплате налога послужило основанием для направления административному ответчику соответствующего требования (N "данные изъяты" от 15.10.2015г.), которым установлен срок уплаты налога до 03.12.2015г. (л.д. 9). Требование направлено по почте заказным письмом (почтовый идентификатор отправления "данные изъяты") и вручено адресату 22.12.2015г. (л.д. 12).
Поскольку Медюх И.И. обязанность по уплате налога в срок не исполнил, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей судебного участка N 90 в Центральном районе г.Красноярска, временно исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N 91 в Центральном районе г.Красноярска, 14.06.2016г. вынесен судебный приказ о взыскании с Медюх И.И. задолженности в размере 3 295, 58 руб. (3 071, 45 руб. - земельный налог и 224, 13 руб. - пени). Данный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка N 91 в Центральном районе г.Красноярска от 08.08.2016г. на основании возражений должника (л.д. 14).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по уплате земельного налога у административного ответчика не наступила, так как налоговое уведомление было направлено не по месту его жительства. Судебная коллегия находит данный вывод ошибочным ввиду следующего.
Информация о размере начисленного налога и сроках его уплаты доведена до Медюх И.И. в требовании N "данные изъяты" от 15.10.2015г. Данное требование направлено в адрес административного ответчика 20.10.2015г. по месту его жительства (л.д. 22) и в силу п.6 ст.69 НК РФ считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки. Фактически уведомление получено налогоплательщиком 22.12.2015г. (л.д. 12). Осведомленность Медюх И.И. о сумме задолженности по земельному налогу и размере начисленной пени следует и из предоставления им возражений относительно исполнения судебного приказа (л.д. 14).
Более того, в соответствии с п. 2.1. ст. 23 Налогового кодекса РФ с 01.01.2015г. Медюх И.И. как налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган о наличии у него объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по земельному налогу, поскольку уплата земельного налога им не производилась, а налоговое уведомление получено не было. Данная обязанность им в нарушение требования закона не исполнена.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что направление налоговым органом уведомления о необходимости уплаты исчисленного налога не по месту жительства административного ответчика не является основанием для освобождения его от исполнения возложенной законом обязанности по уплате налога.
Установленный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций административным истцом не пропущен. Так, определение об отмене судебного приказа было вынесено 08.08.2016г., а с административным исковым заявлением ИФНС по Октябрьскому району г.Красноярска обратилась 19.10.2016г., то есть в пределах 6 месяцев.
Расчет предъявленного ко взысканию налога судом апелляционной инстанции проверен и признается соответствующим требованиям налогового законодательства.
Поэтому судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований о взыскании с Медюх И.И. задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 3 071,45 руб.
Принимая во внимание, что административным ответчиком не предоставлено доказательств погашения задолженности по земельному налогу до 03.12.2015г., то есть в установленный требованием N "данные изъяты" от 15.10.2015г. срок, Медюх И.И. обязан уплатить пени согласно ст. 75 НК РФ. Административным истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 02.10.2015г. по 04.10.2016г. в размере 390,5 руб.
По мнению судебной коллегии, с административного ответчика подлежат взысканию пени с момента истечения срока, указанного в налоговом требовании N "данные изъяты" от 15.10.2015г. (03.12.2015г.), то есть за период с 04.12.2015г. по 04.10.2016г. При этом размер пени за указанный период составляет 326,07 руб.:
22,81 руб. за период с 04.12.2015г. по 31.12.2015г. (3 071,45 руб. х 1 / 300 х 8,25 % х 27 дней);
184,7 руб. за период с 01.01.2016г. по 13.06.2016г. (3 071,45 руб. х 1 / 300 х 11 % (ключевая ставка Банка России, приравненная к ставке рефинансирования Банка России) х 164 дня);
103,2 руб. за период с 14.06.2016г. по 18.09.2016г. (3 071,45 руб. х 1 / 300 х 10,5 % (ключевая ставка Банка России, приравненная к ставке рефинансирования Банка России) х 96 дней);
15,36 руб. за период с 19.09.2016г. по 04.10.2016г. (3 071,45 руб. х 1 / 300 х 10% (ключевая ставка Банка России, приравненная к ставке рефинансирования Банка России) х 15 дней).
Поэтому административные исковые требования о взыскании пени подлежат удовлетворению в размере 326,07 руб., а в остальной части требований следует отказать в связи с необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Красноярска от 12 декабря 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым удовлетворить частично административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска и взыскать с Медюх И.И. проживающего по адресу: "данные изъяты", в пользу управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (для ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска) задолженность по земельному налогу в размере 3 071 рублей 45 копеек, пени за просрочку уплаты земельного налога в размере 326 рублей 07 копеек.
Взыскать с Медюх И.И. госпошлину в доход местного бюджета г.Красноярска в размере 400 рублей.
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Октябрьскому району г. Красноярска к Медюх И.И. в остальной части.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.