судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Сударьковой Е.В.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
административное дело по административному иску Смирнова В.Ю. к призывной комиссии Военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам, отделу Военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам о признании решения о призыве на военную службу незаконным, признании незаконными действий по признанию призывника годным к военной службе и выдаче повестки о прибытии на сборный пункт,
по апелляционной жалобе Смирнова В.Ю.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 17 ноября 2016 года, которым требования административного искового заявления Смирнова В.Ю. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирнов В.Ю. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решение призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края от 03.10.2016 года о призыве на военную службу, действий отдела военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам от 03.10.2016 года по вынесению заключения о категории его годности к военной службе и по выдаче повестки, обязывающей его прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы 17.10.2016 года.
Считает, что решением призывной комиссии от 03.10.2016 года о призыве на военную службу, а также указанными действиями отдела военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам на него незаконно возложена обязанность прохождения военной службы и нарушено гарантированное частью 1 статьи 27 Конституции РФ право на свободу передвижения. Так, решение призывной комиссии может быть принято только на основе заключения о категории годности, вынесенного по результатам медицинского освидетельствования врачами-специалистами, выделенными по заявке военного комиссариата, а не военно-врачебной комиссией. Из распоряжения Губернатора Красноярского края от 23 сентября 2016 года N 501-РГ "Об организации призыва граждан 1989-1998 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2016 года" следует, что медицинское освидетельствование призывников на территории Красноярского края проводят военно-врачебные комиссии отделов военного комиссариата Красноярского края. Следовательно, медицинское освидетельствование проведено военно-врачебной комиссией отдела военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам. Исходя из пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года N 565, в полномочия военно-врачебной комиссии не входит проведение медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу. Поскольку медицинское освидетельствование проведено не уполномоченным субъектом в нарушение действующего законодательства, то и решение призывной комиссии, вынесенное на основании такого медицинского освидетельствования является незаконным. Кроме того, 03.10.2016 года им подано заявление в отдел военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам с просьбой выдать копию решения призывной комиссии (выписки из протокола решений призывной комиссии), однако копия решения о призыве на военную службу ему не была выдана.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Смирнов В.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на недоказанность вывода суда о том, что медицинское освидетельствование истца проведено уполномоченным на это лицом.
В судебное заседание Смирнов В.Ю., представители призывной комиссии Емельяновского и Сухобузимского районов, отдела военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Сухобузимским районам, врач, руководящий работой по освидетельствованию граждан, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФКУ "Военный комиссариат Красноярского края" - Никитину А.В. (доверенность от 15.12.2016 года N4; диплом о высшем юридическом образовании от 24.06.2005 года ГОУ ВПО "СибЮИ МВД РФ, серия ВСВ N0970563, рег. N205), просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу осуществляются военными комиссариатами.
Согласно ст.5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Разрешая требования административного истца Смирнова В.Ю., суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку материалами дела подтверждено, что медицинское освидетельствование истца проведено уполномоченным на это органом, по результатам которого принято решение о годности истца к прохождению военной службы и которое явилось основанием для вынесения решения о призыве истца на военную службу, выдачи ему повестки о явке на сборный пункт для прохождения военной службы.
Так, Указом Президента РФ от 29.09.2016 N 503 "О призыве в октябре - декабре 2016 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" постановлено:осуществить с 1 октября по 31 декабря 2016 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу, в количестве 152 000 человек. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и призывным комиссиям обеспечить выполнение мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации.
Согласно п.2 Распоряжения Губернатора Красноярского края от 23.09.2016 N 501-рг "Об организации призыва граждан 1989 - 1998 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре - декабре 2016 года" по представлению военного комиссара Красноярского края от 31.08.2016 N 1/1603 создана, в том числе призывная комиссия в Емельяновском районе и утвержден ее состав. В состав призывной комиссии вошел, в том числе врач, руководящей работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Пунктом 4 Указанного Распоряжения Министерству здравоохранения Красноярского края предписано своевременно организовать направление по заявкам военного комиссариата Красноярского края недостающих врачей-специалистов и среднего медицинского персонала из медицинских организаций, подведомственных министерству, для работы в военно-врачебных комиссиях отделов военного комиссариата Красноярского края по муниципальным районам и городским округам и в военно-врачебной комиссии военного комиссариата Красноярского края.
30.09.2016 года администрацией Емельяновского района вынесено постановление N1218 "Об организации и проведении призыва граждан Емельяновского района на военную службу в октябре-декабре 2016 года", которым утвержден график работы медицинской и призывной комиссии Емельяновского района, утвержден план работы призывной комиссии Емельяновского района по подготовке и проведению призыва на военную службу осенью 2016 года, утвержден персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу осенью 2016 года, согласно приложению N3. Главному врачу КГБУЗ "Емельяновская РБ" рекомендовано направить врачей-специалистов для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу осенью 2016 года, согласно приложению N3.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года N 565.
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Смирнов В.Ю., "данные изъяты" поставлен на воинский учет в отделе военного комиссариата по Емельяновскому району в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно данным учетной карты призывника 03.10.2016 года Смирнов В.Ю. прошел освидетельствование врачами-специалистами и признан годным к военной службе.
По результатам медицинского освидетельствования врачами-специалистами призывной комиссией принято решение о призыве Смирнова В.Ю. на военную службу, что подтверждается данными выписки из протокола заседания призывной комиссии Емельяновского района N1 от 03.10.2016 года.
В ходе освидетельствования заболеваний, препятствующих призыву, у Смирнова В.Ю. не обнаружено; предъявляемые призывником жалобы на состояние здоровья, зафиксированы в протоколе комиссии.
Таким образом, доводы истца о том, что его медицинское освидетельствование проведено военно-врачебной комиссией отдела военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому и Козульскому районам, а не врачами специалистами, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Учитывая, что медицинское освидетельствование административного истца проведено медицинскими специалистами, по результатам которого каких-либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, у Смирнова В.Ю. не обнаружено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решения призывной комиссии Емельяновского района Красноярского края от 03.10.2016 года о его призыве на военную службу, действий отдела военного комиссариата Красноярского края по Емельяновскому району и Козульскому районам от 03.10.2016 года по вынесению заключения о категории его годности, по выдаче повестки, обязывающий прибыть на сборный пункт для прохождения военной службы.
При этом судом обоснованно не приняты во внимание доводы Смирнова В.Ю. о неполучении им выписки из протокола решения призывной комиссии, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии решения призывной комиссии. Напротив, представленной в материалы дела выпиской из протокола решений призывной комиссии, а также представленным на обозрение суда протоколом комиссии от 03.10.2016 года в составе председателя, заместителя председателя, секретаря, врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию, представителя органа управления образованием, представителя органа службы занятости населения, достоверно подтвержден факт принятия призывной комиссией решения о призыве Смирнова В.Ю. на службу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Смирнову В.Ю. в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Смирнова В.Ю. о том, что его медицинское освидетельствование было проведено неуполномоченным органом, являлись предметом тщательного исследования в суде первой инстанции, признаны обоснованно несостоятельными с приведением убедительных выводов в решении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309,310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 17 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смирнова В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.