Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника отделения по вопросам миграции Отдела полиции N 13 Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноярское" ФИО2 на постановление судьи Дивногорского городского суда Красноярского края от 16 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
15 февраля 2017 г. инспектором отделения по вопросам миграции Отдела полиции N 13 МУ МВД России "Красноярское" ФИО1 в отношении гражданина Бразилии ФИО4 был составлено протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, согласно которому указанный иностранный гражданин допустил выявленное в "дата" часов "дата" в упомянутом отделении нарушение миграционного законодательства, заключающееся в уклонении ФИО4 как иностранного гражданина с "дата" от выезда из Российской Федерации после окончания постановки на миграционный учёт, на котором он состоял после прибытия в Российскую Федерацию "дата" с "дата" по "дата"
Постановлением судьи Дивногорского городского суда Красноярского края от 16 февраля 2017 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО4 было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно выводам судьи, у ФИО4 отсутствовал умысел на уклонение от выезда из Российской Федерации.
В поданной в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ порядке жалобе начальник отделения по вопросам миграции Отдела полиции N 13 МУ МВД России "Красноярское" ФИО2 просит постановление судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая на оставление судьёй без должной оценки доводов должностного лица о приоритете положений международного договора над национальным законодательством Российской Федерации, установлении статьёй 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бразилии срока пребывания граждан Бразилии с освобождением последних от получения визы до 90 суток в течение каждого периода 180 суток.
В судебном заседании ФИО4 и его защитник ФИО3 против удовлетворения жалобы возражали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе наличие события административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таковым правонарушением признаётся нарушение в том числе иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Бразилии (Рио-де-Жанейро, 26 ноября 2008 года) граждане государства одной Стороны, являющиеся владельцами действительных паспортов, освобождаются от требований получения визы для въезда (выезда, следования транзитом, пребывания) на территорию государства другой Стороны сроком до 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, исчисляемого со дня первого въезда.
В соответствии пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением в том числе случая, когда на день истечения указанных сроков у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 этого Федерального закона.
Как следует из пункта 4 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подаёт в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, заявление и документы, указанные в пункте 2 статьи 6.1 указанного Федерального закона.
В силу пункта 4 статьи 6.1 этого Федерального закона отметка о принятии от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте. В случае представления заявления в форме электронного документа уведомление, подтверждающее принятие указанного заявления, направляется заявителю также в форме электронного документа. Отказ в приеме данного заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из документов, указанных в пункте 2 этой статьи, или не уплачена государственная пошлина.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 указанного Федерального закона не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 этой статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 этого Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Как это усматривается из материалов дела об административном правонарушении, гражданин Федеративной Республики Бразилии ФИО4 прибыл в Российскую Федерацию "дата" в порядке, не требующем получения визы, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной республики Бразилии об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках граждан Российской Федерации и граждан Федеративной республики Бразилии, и до истечения "дата" установленного упомянутым пунктом Соглашения и пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" девяностосуточного срока пребывания в Российской Федерации "дата" подал в отделение по вопросам миграции Отдела полиции N 13 Межмуниципального управления МВД России "Красноярское" заявление о выдаче разрешения на проживание в Российской Федерации и документы, указанные в пункте 2 статьи 6.1 Федерального закона, что подтверждается миграционной картой и справкой N 1 о принятии заявления.
При этом к выводу о том, что ФИО4 прибыл в Российскую Федерацию именно в порядке, не требующем получения визы, прихожу, исходя из следующего:
Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - это иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).
ФИО4 прибыл в Российскую Федерацию, не являясь лицом, отнесённым упомянутым законом к отдельным категориям иностранных граждан, в силу особенностей своего правового статуса обладающих правом въезда на территорию иностранного государства без получения визы (владельцы дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиры круизных судов, члены экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лица, совершающие транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жители приграничных территорий и т.п.), а также и не в порядке, установленном в специальных целях, поскольку Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Бразилии, на основании положений которого он прибыл в Российскую Федерацию, такой порядок не предусмотрен.
Как это усматривается из преамбулы указанного Соглашения об отказе от визовых требований при его заключении Стороны руководствовались желанием развивать отношения дружбы и сотрудничества между двумя странами, осознанием необходимости упрощения порядка осуществления взаимных поездок граждан своих стран.
Кроме того, нет оснований полагать, что ФИО4 прибыл в Российскую Федерацию в целях, указанных в пункте 2 статьи 1 указанного Соглашения, въезд в которых влечёт необходимость получения визы.
Поэтому и, несмотря на непроставление в миграционной карте иностранного гражданина в соответствии с п.4 ст.6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" отметки о принятии от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание, временное пребывание ФИО4 на территории Российской Федерации в соответствии п.2 ст.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" является законным с момента принятия у него "дата" заявления о выдаче разрешения на временное проживание и до принятия решения по такому заявлению в предусмотренном п.8 ст.6.1 указанного Федерального закона порядке.
Данных о принятии уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об отказе в выдаче ФИО4 разрешения на временное проживание на момент составления в отношении него "дата" протокола об административном правонарушении в материалах дела не имеется.
Установив факт продления иностранным гражданином своего пребывания на территории Российской Федерации ввиду обращения его как иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, до истечения установленного срока временного пребывания с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, с приложением предусмотренных для такого обращения документов, прихожу к выводу о том, что в данном случае событие вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившееся в уклонении от выезда "дата" по приезду в Российскую Федерации "дата", отсутствует.
Поданная в краевой суд жалоба должностного лица административного органа не содержит указания на обстоятельства, влекущие необходимость отмены постановления судьи о прекращении производства по делу.
Вопреки доводам этой жалобы, установленный статьёй 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об отказе от визовых требований при краткосрочных поездках граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Бразилии порядок продления срока временного пребывания иностранного гражданина не противоречит и не подменяет собой положения п.2 ст.5 и ст.6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" о продлении срока временного пребывания до рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на временное проживание, поскольку в указанной статье Соглашения урегулированы случаи, когда иностранный гражданин не намерен временно проживать на территории другого государства, но не может покинуть территорию этого государства по истечении предусмотренного п.1 ст.1 Соглашения срока вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
На основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учётом изложенного, обжалуемое постановление судьи подлежит изменению в части изменения основания прекращения производства по делу, поскольку с учётом отсутствия оснований полагать о незаконном пребывании иностранного гражданина в его действиях не только отсутствует вина, но и отсутствует само событие административного правонарушения.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Дивногорского городского суда Красноярского края от 16 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО4 изменить: исключить из него указание на прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, считать производство по делу прекращённым в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Это же постановление в остальной части оставить без изменения, а жалобу начальника отделения по вопросам миграции Отдела полиции N 13 Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноярское" ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда: Колпаков И.Ю.
Копия верна.
Судья: Колпаков И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.