Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 12 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Норильск "данные изъяты"
УСТАНОВИЛ:
Постановлением И.О. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске - И.О. главного государственного врача по г. Норильску и Таймырскому и Долгано-Ненецкому муниципальному району N 4822 от 24 ноября 2016 г. МУП "данные изъяты" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Согласно постановлению, МУП "данные изъяты" допустило выявленное при проведении лабораторных испытаний отобранных 24 октября 2016 г. на расположенных в г. Норильске, район Кайеркан контрольных точках на эксплуатируемых МУП "данные изъяты" объектах: "данные изъяты" (торец жилого "адрес") на границе балансовой принадлежности с АО "НТЭК", тепловых пунктах ( "адрес") на границах балансовой принадлежности с ООО "УК "Город" проб горячей воды нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению в виде превышения в нарушение требований п.3.4.1 таб.2 п.3.5 таб.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Вода питьевая. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", п.п.2.2., 3.1.9. СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" нормативов содержания железа и мутности в отобранных пробах горячей воды: по показателю мутности во всех пробах, и по показателю содержания железа в пробе, отобранной в тепловом пункте "адрес", с ухудшением качества воды в зоне ответственности МУП "данные изъяты" на границе балансовой ответственности с ООО "УК "Город".
Не согласившись с этим постановлением, защитник МУП "данные изъяты" ФИО1 обратился в Норильский городской суд Красноярского края с поданной в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3 КоАП РФ порядке жалобой, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить, указывая на
оставление должностным лицом без должной оценки того, что МУП "данные изъяты" не является указанной в ч.1 ст.24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, в том числе не осуществляющей водоподготовку и транспортировку питьевой горячей воды, каковой в соответствии с постановлением администрации города Норильска является АО "НТЭК", не является субъектом правонарушения, поскольку, оказывая услуги гарантирующему поставщику по транспортировке тепловой энергии (мощности), теплоносителя в соответствии с заключённым с АО "НТЭК" договором от 17 декабря 2015 г. на оказание соответствующих услуг, надлежащим образом выполняет свои обязательства, не допускает ухудшения качества изначально не соответствующей санитарным нормам поставленной гарантирующим поставщиком воды сверх установленных договором показателей, а также установленной пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" обязанности органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества;
принятия МУП "данные изъяты" всех зависящих от него мер, исключающих ухудшение качества воды, причиной ненадлежащего качества которой является не бездействие МУП "данные изъяты" не имеющего собственных очистных сооружений и возможности влияния на качество воды, а поставка воды АО "НТЭК" не соответствующего санитарно-эпидемиологическим требованиям качества, отсутствие в связи с этим вины МУП "данные изъяты" в несоблюдении действующих норм по качеству воды;
противоречие в постановлении в части указания на рассмотрение дела с участием защитника ФИО1 и неявку законного представителя или защитника для участия в рассмотрении дела.
Решением судьи Норильского городского суда Красноярского края от 12 января 2017 г. постановление должностного лица Роспотребнадзора N4822 от 24 ноября 2016 г. в отношении МУП "данные изъяты" было изменено: из описательно-мотивировочной части постановления исключено указание на нарушение МУП "данные изъяты" санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению на контрольной точке "данные изъяты" расположенной в районе Кайеркан г. Норильска на границе балансового разграничения с АО "НТЭК", а также указание на превышение норматива по содержанию железа в пробе воды, отобранной на контрольной точке в тепловом пункте "адрес".
В остальной части это же постановление было оставлено без изменения, а жалоба защитника на него - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке ст.ст.30.1-30.3,30.9 КоАП РФ, защитник ФИО1 просит решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 8 июня 2016 г. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя в обоснование этого наряду с доводами, что были указаны в поданной в районный суд жалобе, также довод о том, что МУП "данные изъяты" не поставляет воду абонентам и не имеет с ними договорных отношений, договор водоснабжения заключён между АО "НТЭК" и ООО "УК "Город", МУП "данные изъяты" отвечает за качество транспортировки воды перед АО "НТЭК", а не перед абонентами.
Подавший жалобу защитник и законный представитель МУП "данные изъяты" в краевой суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены либо изменения решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таковым правонарушением признаётся нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
В силу статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц (пункт 3 статьи 39 названного Федерального закона).
Пунктами 1, 2 статьи 19 этого Федерального закона установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно частям 1,5 статьи 24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учётом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона.
Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Под централизованной системой горячего водоснабжения в силу пункта 27 статьи 2 этого же Федерального закона понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путём отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путём нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населённых мест (далее - системы водоснабжения) (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" горячая вода - вода, приготовленная путём нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путём очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
Согласно пункту п.2.5 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" в качестве горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения не допускается применение воды технических циклов (технической воды), в том числе после восстановления и очистки.
Исходя из положений указанных норм в их взаимосвязи, нахожу правильным полагать, что требования СанПиН 2.1.4.1074-01 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" устанавливают также гигиенические требования и к качеству горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются её соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Согласно таблице 4показатель мутности воды по нормативу не может составлять более 2,6 единиц мутности по формазину (ЕМФ).
Согласно Уставу МУП "данные изъяты" (т.1 л.л.д.194-211) основными целями создания этого предприятия являются: выполнение работ и оказание услуг в сфере в том числе обеспечения холодным водоснабжением, передачи и распределения тепловой энергии, обеспечение эффективной эксплуатации технологического и энергетического оборудования, зданий, сооружений, насосных станций коллекторов с выпусками и трубопроводами тепло-, водоснабжения, а к числу основных видов деятельности предприятия относятся систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах её обработки, оказание услуг по передаче и (или) распределению пара, горячей и холодной воды.
На основании договора от 20 мая 2013 г. N 151 о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, заключённого между Управлением имущества Администрации г. Норильска и МУП "данные изъяты" (т.1 л.л.д.25-28) предприятию передано и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - коллекторное хозяйство, перечисленное в приложении к договору, в том числе обеспечивающее подачу горячей воды к указанным в постановлении по делу об административном правонарушении домам в г. Норильске Красноярского края.
В декабре 2015 г. между МУП "данные изъяты" и ОАО "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (ОАО "НТЭК") заключён договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии (мощности) теплоносителя (л.л.д.1-9).
В соответствии с вышеуказанным договором МУП "данные изъяты" обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации нормам, обеспечивать транспортировку тепловой энергии с учётом допустимых изменений качества теплоносителя в горячей воде, от точки приёме до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности Теплосетевой организации (пункт 2.1 договора).
В связи с поступлением в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обращения гражданина с жалобой на качество поставляемой жителям района Кайеркан г. Норильска горячей воды главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске 12 октября 2016 г. вынесено определение о возбуждении в отношении МУП "данные изъяты" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
24 октября 2016 г. в указанных в постановлении контрольных точках с участием представителя МУП "данные изъяты", двух понятых и специалиста Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в г. Норильске проведён отбор проб горячей воды на исследование в том числе по органолептическим, санитарно-химическим показателям (мутность, цветность, запах, железо).
Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" в г. Норильске проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам отобранных 24 октября 2016 г. образцов (проб) воды.
Согласно экспертному заключению от 31 октября 2016 г. N N и протоколам лабораторных испытаний:
- показатель мутности горячей водопроводной воды на границе балансовой принадлежности с ОАО "НТЭК" на контрольной точке КП10 на торце "адрес" составляет 3,7+/-0,6 ЕМФ, в контрольных точках на тепловых пунктах, расположенных: "адрес" - 3,7+/-0,6 ЕМФ, "адрес" 4,2+/-0,7 ЕМФ.
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения МУП "данные изъяты" к административной ответственности.
Виновность МУП "данные изъяты" в совершении административного правонарушения установлена правильно и подтверждается совокупностью относимых и допустимых доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении, копией договора, заключённого МУП "данные изъяты" с ОАО "НТЭК", протоколами от 24 октября 2016 г. о взятии проб, экспертным заключением от 31 октября 2016 г.
Вопреки доводам жалобы о том, что МУП "данные изъяты" не является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, лишено возможности влиять на качество транспортируемой им горячей воды, указанное предприятие обоснованно привлечено к административной ответственности.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении").
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 указанного Федерального закона).
Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2 указанного Федерального закона).
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (пункт 27 статьи 2Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 указанные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана в том числе с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой.
Вынесшее постановление должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о том, что, вопреки доводам жалобы, МУП "данные изъяты" является субъектом, обеспечивающим транспортировку в том числе и горячей воды в системах централизованного горячего водоснабжения. При этом поименование договора с АО "НТЭК" и указание в нём на транспортировку тепловой энергии (мощности), теплоносителя не изменяет существа правоотношения, в соответствии с которым привлечённое к административной ответственности лицо фактически осуществляло транспортировку горячей воды абонентам ООО "УК "Город".
Транспортировка воды производится от границы раздела между гарантирующим поставщиком (ОАО "НТЭК") и транзитной организацией (МУП "данные изъяты" до границы раздела между этой транзитной организацией и управляющими компаниями (в данном случае ООО "УК "Город"), непосредственно предоставляющей коммунальную услугу (подачу горячей воды) потребителям.
В рамках осуществления своей деятельности МУП "данные изъяты" эксплуатирует систему водоснабжения, водопроводные сети предприятия являются частью централизованной системы горячего водоснабжения.
По смыслу пунктов 4, 16 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", а также, исходя из иных приведенных выше положений данного Федерального закона и материалов дела, деятельность МУП "данные изъяты" связана с осуществлением холодного и горячего водоснабжения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения.
В силу приведённых выше положений пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению подлежат соблюдению как лицами, осуществляющими забор воды, так и лицами, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю.
При этом условиями вышеуказанного договора МУП "данные изъяты" и АО "НТЭК" на оказание услуг по передаче тепловой энергии (мощности) теплоносителя предусмотрено, что Теплосетевая организация, то есть МУП "данные изъяты" обязана обеспечить качество и параметры тепловой энергии, передаваемой из точки приёма в точку передачи, соответствующими требованиям технических регламентов и иных обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 5.3.1 договора).
Материалы дела свидетельствуют о том, что предприятие имеет возможность осуществлять и осуществляет контроль за качеством воды, транспортировка которой производится.
Поскольку МУП "данные изъяты" является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной и горячей воды, и эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии предприятием достаточных и необходимых мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды, в том числе данных о допущенном органами местного самоуправления и исполнительной власти Красноярского края бездействии по созданию условий, необходимых для организации подачи горячей воды, отсутствие которых создало непреодолимые препятствия исполнению МУП "данные изъяты" своих обязанностей, на что фактически указано в жалобах, не имеется.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии предприятия объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что качество воды уже при поступлении в распределительную сеть не соответствовало гигиеническим нормативам, не ставит под сомнение законность вынесенных по делу постановления и решения судьи, поскольку данное обстоятельство не освобождает предприятие от обязанности по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды.
При этом несоответствие воды установленным требованиям в точке её приёма МУП "данные изъяты" от АО "НТЭК" правильно признано судьёй не образующим состав предусмотренного ст.6.5 КоАП РФ административного правонарушения МУП "данные изъяты" указание на такое несоответствие исключено из обжалованного постановления, поскольку состав указанного правонарушения образует нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, осуществляемому в отношении их потребителей, каковыми являются абоненты управляющих компаний, в данном случае - ООО "УК "Город".
Административное наказание назначено МУП "данные изъяты" в пределах санкции статьи 6.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вопреки доводам жалобы, не влечёт отмену вынесенных по делу постановления и решения судьи допущенное при составлении постановления по делу об административном правонарушении несоответствие данных о не явке в назначенное время для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, в отношении которого ведётся производство по дел об административном правонарушении, и защитника, данным о рассмотрении дела об административном правонарушении с участием фактически являющегося защитником представителя МУП "данные изъяты" ФИО1, как с учётом подтверждения полномочий последнего выданной ему МУП "данные изъяты" доверенностью (т.1 л.д.5), так и с учётом наличия в деле данных об извещении МУП "данные изъяты" о дате, времени и месте рассмотрения дела 24 ноября 2016 г., что подтверждается оттиском штампа МУП "данные изъяты" с указанием номера входящей регистрации и даты 11 ноября 2016 г. на сопроводительном письме в том числе к определению о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10 ноября 2016г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Норильского городского суда Красноярского края от 12 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования г. Норильск "данные изъяты" оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.
Копия верна.
Судья: Колпаков И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.