Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 17 мая 2016 г. и решение судьи Идринского районного суда Красноярского края от 20 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края ФИО2 N/ЭП от 17 мая 2016 г. индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно постановлению, индивидуальный предприниматель ФИО1 допустила выявленное "дата" при проведении проверки прокуратурой Идринского района несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в неведении в нарушение требований ч.1 ст.19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. Порядка учёта в области с обращения с отходами учёта образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов, по мере их образования, использования, обезвреживания, передачи другим лицам или получения от других лиц, размещения, в ненаправлении в нарушение требований ч.2 ст.19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 января 2011 г. N 17 статистического отчёта по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" в компетентный орган, в непрохождении в нарушение требований ст.15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лицами, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки.
В жалобе, поданной в Идринский районный суд Красноярского края, ФИО1 просила это постановление отменить, указывая на незаконность проведения в отношении её внеплановой прокурорской проверки в связи с отсутствием для этого предусмотренных законом оснований, проведением проверки в неуказанные в акте даты, вынуждение её к подписанию уведомления о проведении проверки и акта проверки, ошибочное указание в акте на участие в проведении проверки неучаствовавшего в таком проведении лица, а также на то, что ФИО1 не является субъектом правонарушения, поскольку её деятельность не связана с обращением с отходами, на неизвещение её о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и рассмотрение такого дела в её отсутствие.
Решением судьи Идринского районного суда Красноярского края от 20 января 2017 г. постановление должностного лица Минприроды Красноярского края оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3,ч.1 ст.30.9 КоАП РФ порядке, ФИО1 просит отменить вынесенные в отношении неё постановление и решение судьи, производство по делу прекратить, указывая наряду с приведёнными в поданной в районный суд жалобе на незаконность возложения на неё судьёй обязанности доказывать свою невиновность, неуказание в постановлении должностного лица о признании её виновной в совершении административного правонарушения того, какие нормы права (запрет или предписание) ею были нарушены, невключение проведённой в отношении неё проверки в сводный план проверок прокуратуры Красноярского края, а также на проведение проверки вопреки установленному запрету на осуществление проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
В судебное заседание ФИО1, будучи заблаговременно извещённой о дате, времени и месте рассмотрения её жалобы, не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 и решение судьи Идринского районного суда Красноярского края отмене не подлежат.
В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечёт наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По смыслу диспозиции этой статьи, объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных соответствующими правовыми нормами, по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на любой из стадий обращения с отходами или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с частями 1-3 статьи 19 указанного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учёт образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых отходов. Порядок учёта в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учёта в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчётность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учёта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учёта в течение срока, определённого федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 5 Порядка учёта в области обращения с отходами, утверждённого приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721, учёту подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учётный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов.
Для отходов, не включённых в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определённый в соответствии с порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы государственной статистики Минэкономразвития Российской Федерации от 28 января 2011 г. N 17 установлено предоставление данных по указанной в пункте 1 этого приказа форме федерального статистического наблюдения в адреса и сроки, установленные в форме, согласно которой юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, должны представлять сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления с указанием классов опасности территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации 1 февраля после отчётного года.
То обстоятельство, что ФИО1 осуществляла накопление отходов от осуществляемой ею розничной торговли фармацевтическими товарами, в том числе и в "дата" и поэтому является лицом, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, подтверждается актом проверки, объяснениями ФИО1, в том числе о сдаче упаковочного материалов во вторсырьё, представленными в дело фотографиями, сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о внесении в него ещё "дата" записи об осуществлении такого вида деятельности, о получении ФИО1 лицензии от "дата" на хранение лекарственных препаратов для ветеринарного применения, розничную торговлю такими лекарственными препаратами.
Эти доказательства были оценены должностным лицом административного органа и судьёй районного суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При этом отклонение судьёй доводов ФИО1 о несоответствии содержания подписанного ею без замечаний к нему акта проведённой прокуратурой проверки, уведомления её о проведении такой проверки, вопреки доводам жалобы ФИО1, не свидетельствует о возложении на последнюю обязанности доказывать свою невиновность, поскольку неподтверждение объективными данными таких доводов позволяло судье расценивать эти доводы как необоснованные.
Поскольку материалами дела подтверждено накопление ФИО1 отходов от торговой деятельности, осуществляемой ФИО1, в том числе и в "дата" выводы должностного лица и судьи о несоблюдении ФИО1 экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившемся в неведении в учёта в том числе образовавшихся и переданных другим лицам отходов, в ненаправлении утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 января 2011 г. N 17 статистического отчёта по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" в срок "дата" в компетентный орган, каковым является территориальный орган Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации, являются обоснованными, а квалификация содеянного ею по ст.8.2 КоАП РФ верной.
Вместе с тем, из постановления и решения судьи подлежит исключению указание на несоблюдение ФИО1 санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, на несоблюдение ФИО1 экологических требований при сборе, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления, поскольку данных о нарушении ФИО1 санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, осуществлении ею сбора, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов в материалах дела нет и в обжалованном постановлении не указано.
Из постановления и решения судьи подлежит исключение и указание о несоблюдении ФИО1 экологических требований при обращении с отходами производства и потребления в виде непрохождения в нарушение требований ст.15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лицами, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, профессиональной подготовки.
Содержание установочной части постановления не позволяет признать установленным должностным лицом, вынесшим это постановление, обращение ФИО1 с отходами производства в виде люминесцентных ламп. О накоплении таких ламп ФИО1 по существу не указано и в акте прокурорской проверки, который упоминается как доказательство в обжалованном постановлении.
Данные, позволяющие отнести указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении иные отходы (упаковочный материал, картонные и полимерные упаковки, мусор от уборки помещений, зола, шлак) к классам опасности, в материалах дела отсутствуют.
На невозможность такого отнесения прямо указано и в обжалуемом постановлении должностного лица в той части, в которой приведены мотивы невозможности привлечения ФИО1 к ответственности за непроведение ею паспортизации отходов. При этом постановление должностного лица в указанной части никем, в том числе и возбудившим дело об административном правонарушении прокурором оспорено не было.
Между тем, согласно статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обязанность иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, установлена для работы с отходами I-IV классов опасности.
Поскольку данных, позволяющих прийти к выводу об обращении индивидуального предпринимателя ФИО1 и в частности накоплении ею отходов I-IV классов опасности, в материалах дела не имеется, вменение ей нарушения требований статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потреблении" в виде непрохождения профессиональной подготовки лицами, допущенными к обращению с отходами указанных классов опасности, не может быть признано обоснованным.
Такие изменения, с учётом назначения ФИО1 наказания в виде штрафа в минимальном размере предусмотренном санкцией ст.8.2 КоАП РФ, не влекут изменения вынесенных в отношении неё постановления и решения судьи в остальной их части.
При рассмотрении дела нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену либо иное изменение вынесенных по делу постановления и решения судьи не допущено.
Оснований для признания проведённой прокуратурой Идринского района проверки незаконной не усматривается.
Указанная проверка была проведена в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" на основании поручения прокурора о проведении проверки при наличии у органа прокуратуры информации об осуществлении ФИО1 предпринимательской деятельности, которая, исходя из её характера (розничная торговля фармацевтическими товарами), позволяла полагать об осуществлении ФИО1 накопления отходов.
Вопреки доводам жалобы, предусмотренных законом препятствий проведению такой проверки у прокурора не имелось.
Включения проводимой прокурором проверки для признания её соответствующей закону в предусмотренный Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" план проверок, проводимых органами государственного контроля (надзора) не требовалось в силу прямого указания в пункте 3 части 3 статьи 1 указанного закона, в соответствии с которым положения указанного закона не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Соответственно не подлежало применению в данном случае и предусмотренное частью 1 статьи 26.1 указанного закона положение о непроведении с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении в том числе индивидуальных предпринимателей, отнесённых в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, а постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии со ст.29.10 КоАП РФ, в нём указано место, время совершения и событие административного правонарушения, в том числе экологические требования, несоблюдение которых стало основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности.
Иным доводам о нарушении процессуальных прав ФИО1, в том числе о рассмотрении дела в её отсутствие и без её извещения судьёй районного суда дана надлежащая оценка. Указания на новые обстоятельства, ставящие под сомнение правильность выводов судьи, в жалобе ФИО1 не приведено и в материалах дела не содержится.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 17 мая 2016 г. и решение судьи Идринского районного суда Красноярского края от 20 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 изменить: исключить из них указание на несоблюдение ФИО1 санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, несоблюдение ею экологических требований при сборе, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления, а также на несоблюдение ею экологических требований при накоплении отходов производства и потребления в виде непрохождения профессиональной подготовки лицами, допущенными к обращению с отходами I-IV классов опасности/
В остальной части эти же постановление и решение судьи оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.
Копия верна.
Судья: Колпаков И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.