Судья Красноярского краевого суда Колпаков Игорь Юрьевич,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 30 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Краевого государственного казённого учреждения " "данные изъяты"",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России "Красноярское" ФИО2 от 20 октября 2016 г. Краевое государственное казённое учреждение " "данные изъяты"" (далее - КГКУ " "данные изъяты"") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Из постановления следует, что КГКУ " "данные изъяты"" не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, что нашло выражение в выявленном "дата" в "дата" часов "дата" минут при осуществлении надзора за дорожным движением непринятии необходимых мер по обустройству участка "адрес" в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарным электрическим освещением, в соответствии с требованиями п.п. 4.5.1.1., 4.5.1.2., 4.5.1.3., 4.5.1.4. того же ГОСТа - тротуарами и пешеходными дорожками, в отсутствии на том же участке дороги с асфальтобетонным покрытием в нарушение требований п.6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей край проезжей части, в нарушение требований п.п. 5.3.2, 5.3.6, 5.9.17, 5.4.21, 5.2.14, 5.6.28, 5.6.29 такого ГОСТа дорожных знаков 2.1 "Главная дорога", 2.4 "Уступите дорогу", 8.13 "Направление главной дороги", 3.20 "Обгон запрещён", 1.11.1-1.11.2 "Опасный поворот", 5.23.1 "Начало населённого пункта", 5.24.1 "Конец населённого пункта".
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска края от 30 января 2017 г. указанное постановление изменено в части исключения из него указания на нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" в части необеспечения стационарного электрического освещения улиц в границах населённого пункта, снижения, исходя из положений п.п.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ суммы назначенного административного штрафа до 150000 рублей. В остальной части постановление поставлено без изменения, а жалоба защитника КГКУ " "данные изъяты"" ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд в предусмотренном ст.ст.30.1-30.3,30.9 КоАП РФ порядке защитник КГКУ " "данные изъяты"" ФИО1, последняя просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая на:
вступление в силу с 15 февраля 2015 г. Технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", в связи с чем, по мнению защитника, на основании положения ч.7 ст.46 Федерального закона "О техническом регулировании" действие как обязательных требований применённых в деле национальных стандартов было прекращено, отсутствие в связи с этим и в силу положений ст.17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" об осуществлении содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов, положений ч.1 ст.22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" об осуществлении деятельности по организации дорожного движения на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения, а также ч.1 ст.2.1 КоАП РФ в деянии юридического лица признака противоправности, необходимого для признания его административным правонарушением;
отсутствие у юридического лица, исходя из буквального толкования нормы (п.4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007), нарушение которой было ему вменено, обязанности оборудования тротуарами участка дороги "адрес", относящейся к IV категории;
отсутствие у юридического лица обязанности применения горизонтальной разметки в сельском поселении, каковым является "адрес", с учётом отсутствия в материалах дела доказательств осуществления на проходящем через это село участке дороги движения маршрутных транспортных средств;
неисследование административным органом проекта или схемы организации дорожного движения, на основании которых в соответствии со ст.21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" должна осуществляться установка дорожно-знаковой информации.
Законный представитель КГКУ " "данные изъяты"" и подавший жалобу его защитник, надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело по жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, не нахожу оснований для её удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таковым правонарушением признаётся в том числе несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Требования к содержанию дорог установлены ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", подпунктом 4.5.1.1. которого предусмотрено устройство тротуаров или пешеходных дорожек на дорогах с твёрдым покрытием, проходящих через населённые пункты.
Правила применения технических средств организации дорожного движения, в том числе дорожной разметки и дорожных знаков на всех улицах и дорогах установлены ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", в соответствии с указанными в постановлении подпунктами которого:
в населённых пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств (подп.6.2.2.);
установлены основания и требования к установке дорожных знаков 2.1 "Главная дорога", 2.4 "Уступите дорогу", 8.13 "Направление главной дороги", 3.20 "Обгон запрещён", 1.11.1-1.11.2 "Опасный поворот", 5.23.1 "Начало населённого пункта", 5.24.1 "Конец населённого пункта" (подпункты 5.3.2., 5.3.6, 5.9.17, 5.4.21, 5.2.14, 5.6.28, 5.6.29).
Как это установлено статьёй 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьёй 12 данного Закона предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений пункта 3 статьи 6 названного закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, определено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктами 6, 7 и 12 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
То обстоятельство, что по состоянию на "дата" часов "дата" минут "дата" указанный в постановлении участок дороги " "данные изъяты"", отнесённой в соответствии с утверждённым постановлением Правительства Красноярского края от 14 июля 2016 г. N 351-п Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения к дорогам регионального значения (п.465 Перечня) и в соответствии с представленными в дело документами переданной в оперативное управление КГКУ " "данные изъяты"", не обустроен тротуарами (пешеходными дорожками), и указанной в постановлении дорожно-знаковой информацией, подтверждается актом выявленных недостатков от "дата"., приложенными к нему фото- и видеоматериалами, протоколом об административном правонарушении и не оспаривается в жалобе.
Из материалов дела, в частности Устава КГКУ " "данные изъяты"" следует, что предметом деятельности указанного учреждения является реализация полномочий исполнительных органов государственной власти Красноярского края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. Учреждение обладает на праве оперативного управления находящимся в государственной собственности края обособленным имуществом.
Отнесение соответствующих полномочий, в частности обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и по осуществлению контроля за обеспечением сохранности сети автомобильных дорог, закреплённых на праве оперативного управления, а также участие в реализации государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них к вопросам Учреждения предусмотрено п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3.1, 2.3.3 Устава КГКУ " "данные изъяты"".
При таких обстоятельствах юридическое лицо - КГКУ " "данные изъяты"" является ответственным за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильной дороги регионального значения, то есть надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, судьёй районного суда правильно указано на возложение действующим законодательством на КГКУ " "данные изъяты"" обязанности осуществлять содержание автомобильных дорог, предполагающее обустройство тротуарами (пешеходными дорожками) участка дороги с твёрдым покрытием, проходящего через населённый пункт, указанными в обжалованном постановлении дорожной разметкой и дорожными знаками в соответствии с требованиями поименованных в постановлении ГОСТ.
При этом вступление в силу Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" не освобождало учреждение от исполнения указанной обязанности, поскольку как это усматривается из содержания актов проверки и приложенных к ним фотоматериалов приведённые в постановлении нарушения выявлены на участке дороги, расположенном на улице "адрес", а абзацем 2 пункта 5 указанного регламента предусмотрено, что его технические требования не распространяются на улицы населённых пунктов.
Вопреки доводам жалоб и исходя из буквального содержания подп.4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, обязанность оборудования тротуарами (пешеходными дорожками) указанного в постановлении участка дороги "адрес" с учётом его отнесения к дорогам с твёрдым (асфальтобенным) покрытием и прохождения его через населённый пункт установлена независимо от категории дороги.
Обязанность применения горизонтальной разметки 1.2 на указанном в обжалованном постановлении участке дороги "адрес" установлена в том числе и с учётом осуществления по этой дороге через указанный населённый пункт движения маршрутных транспортных средств, в частности автобусов маршрута 111 "данные изъяты" в соответствии расписанием перевозчика, заключившего договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом с администрацией Канского района Красноярского края.
Схема организации дорожного движения, которой регламентирована установка дорожно-знаковой информации на указанном в постановлении участке дороги, была представлена в материалы дела и исследована судьёй. Никаких данных о том, что указанная схема была изменена на момент выявления правонарушения, в материалах дела не имеется.
Поскольку обязанность по содержанию участка дороги в соответствии с указанными в обжалованном постановлении требованиями КГКУ " "данные изъяты"" исполнялась ненадлежащим образом, что достоверно установлено в рамках производства по настоящему делу, указанное учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая указанное положение и непредставление юридическим лицом данных о принятии им исчерпывающих мер к надлежащему содержанию указанного в постановлении участка дороги, судьёй районного суда правильно отвергнут довод жалобы о недостаточности выделенного юридическому лицу бюджетного финансирования для содержания дорог в соответствии с требованиями упомянутых стандартов.
Установленный КоАП РФ порядок привлечения юридического лица к ответственности в ходе производства по делу не нарушен.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по жалобе на это постановление по форме и содержанию в полной мере отвечают положениям ст.29.10 КоАП РФ.
Вместе с тем, обжалованные постановление и решение подлежат изменению по следующим основаниям:
Статьёй 1.7 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 18 марта 2017 г., в отношении юридических лиц смягчено наказание в виде штрафа, в связи с чем, а также, учитывая применение судьёй районного суда положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, постановление государственного инспектора и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска подлежат изменению, в соответствии с которыми действия юридического лица следует переквалифицировать на ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в редакции указанного Федерального закона от 7 марта 2017 г., с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России "Красноярское" от 20 октября 2016 г. и решение судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Краевого государственного казённого учреждения " "данные изъяты"" изменить: переквалифицировать им содеянное на ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 7 марта 2017 г. N 26-ФЗ, по которой назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части эти же постановление и решение судьи оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Колпаков И.Ю.
Копия верна.
Судья: Колпаков И.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.