Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.
судей: Дзыба З.И., Карасовой Н.Х.
при секретаре: Урусове Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда от 21 сентября 2016 года по делу по иску Наурузовой "ФИО"16, Наурузова М.М., Наурузова Р.М., Наурузовой Л.М. и Наурузова М.М. к мэрии муниципального образования города Черкесска об оспаривании отказа во включении в реестр на получение земельного участка и о включении в реестр на получение земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя мэрии Камурзаева Р.В., истицы Наурузовой А.О., представителя истицы Бостановой Ф.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Наурузов М.М. и Наурузова А.О., действующая в собственных интересах и интересах несовершеннолетних детей Наурузова Р.М., "данные изъяты" года рождения, Наурузовой Л.М., "данные изъяты" года рождения, Наурузова М.М., "данные изъяты" года рождения, обратились в суд с иском к мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным отказа комиссии мэрии во включении семьи в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка и возложении обязанности включить в данный реестр, полагая, что имеют право на бесплатное предоставление земельного участка, как семья, имеющая троих детей.
Между тем ответчиком отказано во включении в соответствующий реестр со ссылкой на то, что за членами семьи числиться квартира в "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., за матерью истца "ФИО1" числится две квартиры N N ... и N N ... по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м., а также квартира N ... по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., у сестры "ФИО2" имеется квартира N N ... в "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. Таким образом, в нарушение положений ч.2.1 ст.2 Закона КЧР "О бесплатном предоставлении участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" ответчик при разрешении вопроса о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях, учел площадь жилых помещений, принадлежащую и не членам семьи. При этом количество прописанных и проживающих в указанных жилых помещениях лиц не было учтено.
В судебном заседании истица Наурузова А.О. и её представитель Бостанова Ф.М. поддержали заявленные требования, представитель мэрии Камурзаев Р.В. возражал против их удовлетворения.
Решением Черкесского городского суда от 21 сентября 2016 года исковые требования истцов были удовлетворены.
В апелляционной жалобе мэрии ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в иске в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению представителя ответчика, судом не дана оценка тому обстоятельству, что ст.2 Закона КЧР "О бесплатном предоставлении участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" фактически изменен круг лиц, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, установленный ст.31 ЖК РФ. В силу ст. 12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. В связи с несоответствием нормативных правовых актов субъектов РФ положениям ЖК РФ подлежат применению положения ЖК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Наурузова А.О. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая доводы жалобы основанными на неверном толковании норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, супруги Наурузов М.М. и Наурузова А.О. имеют троих несовершеннолетних детей: Наурузова Р.М., "данные изъяты" года рождения, Наурузову Л.М., "данные изъяты" года рождения, Наурузова М.М., "данные изъяты" года рождения.
Истцы зарегистрированы в квартире, принадлежащей на праве собственности матери Наурузова М.М. "ФИО1" по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
В долевой собственности супругов и двоих старших детей имеется также квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска N 1377 от 06.11.2009 г. "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде" утверждена учетная норма жилого помещения на одного человека в размере 15 кв.м. общей площади.
Наурузова А.О. 7 апреля 2016 года обратилась в мэрию муниципального образования города Черкесска с заявлением о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа как гражданин, имеющий трех детей.
Письмом от 05.05.2016 года за подписью первого заместителя руководителя мэрии МО г. Черкесска истице было сообщено о принятии 26.04.2016 г. комиссией о признании граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях применения Закона КЧР от 18.05.2012 г. N28-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участок гражданам, имеющим трех и более детей в Карачаево-Черкесской Республике" решения об отказе во включении её в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка, так как семья не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ. Так, за членами семьи числиться квартира в "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., за матерью истца "ФИО1" числится две квартиры N N ... и N "адрес" по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м. и "данные изъяты" кв.м., а также квартира N ... по "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., у сестры истца "ФИО2" имеется квартира N N ... в "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Удовлетворяя требования истцов и признавая незаконным данный отказ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что субъектом РФ установлены условия предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, предусматривающие, в частности, при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для целей получения земельного участка учет только жилых помещений, находящихся в собственности прямо перечисленных в законе супруга и несовершеннолетних детей заявителя. Находящиеся в собственности и пользовании данных членов семьи истцов обеспечивают семью жилыми помещениями общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.
Действительно, согласно положениям ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу.
В силу п.6 ст.39/5 ЗК РФ в случае и в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей. Органами государственной власти субъектов РФ может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Таким образом, федеральное законодательство не регулирует вопрос об основаниях и порядке предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, отнеся данный вопрос к компетенции субъектов РФ. Вышеназванные нормы земельного законодательства прямо пердусматривают, что отнесение к условиям предоставления таким гражданам земельных участков нуждаемости в жилых помещениях зависит от воли законодателя субъекта РФ.
Статьей 2 Закона КЧР от 18.05.2012 г. N28-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участок гражданам, имеющим трех и более детей в Карачаево-Черкесской Республике" определены условия бесплатного предоставления таким гражданам земельных участков.
Пунктом 3 части 2 вышеназванной статьи к условиям возникновения права граждан, имеющим трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков в собственность отнесено признание их нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ. При этом части 2.1 статьи 2 Закона КЧР N 28-РЗ установлено, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях учитывается только площадь жилых помещений, находящихся в собственности или социальном найме заявителя, супруга заявителя и его несовершеннолетних детей, согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Устанавливая льготные основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях для целей предоставления земельных участков, республиканский законодатель действовал в пределах своих полномочий в сфере земельного законодательства, предписаний, противоречащих федеральному законодательству не имеется.
Довод апелляционной жалобы о противоречии положений части 2.1 статьи 2 Закона КЧР N 28-РЗ положениям ст.ст.31, 51 ЖК РФ в связи с изменением круга лиц, являющихся членами семьи собственника жилых помещений и определение иных, отличных от установленных Жилищным кодексом РФ оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, основан на неправильном толковании норм материального права.
Так, в силу положений ст. 4 ЖК РФ и ст. 3 ЗК РФ отношения по предоставлению земельных участков регулируются земельным законодательством.
Положения ст.51 ЖК РФ устанавливают основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, и не регулируют земельные правоотношения.
Использование при регулировании земельных правоотношений положений жилищного законодательства не свидетельствует о приоритете последних в регулировании данных правоотношений.
Кроме этого, положения республиканского закона недействующими решением суда не признаны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для неприменения положений ч.2.1 статьи 2 Закона КЧР N 28-РЗ при разрешении данного спора, а следовательно, и оснований для отмены судебного постановления и удовлетворения жалобы мэрии муниципального образования города Черкесска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 21 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу мэрии муниципального образования города Черкесска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.