Судья Верховного Суда Республики Крым Мостовенко Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу первого заместителя главы администрации Советского района Республики Крым ФИО1 на постановление Советского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2017 года, вынесенное в отношении первого заместителя главы администрации Советского района Республики Крым Ореховой В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Советского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2017 года первый заместитель главы администрации Советского района Республики Крым Орехова В.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей за то, что в установленный срок умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающих из его полномочий.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставится вопрос об отмене вышеназванного постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Жалоба мотивирована тем, что разработка и принятие муниципальных нормативных актов в сфере размещения и функционирования НТО не входит в перечень ее должностных обязанностей.
В судебном заседании представитель прокуратуры Донченко Е.О. возражала против удовлетворения жалобы.
Первый заместитель главы администрации Советского района Республики Крым Орехова В.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщила. Не представила каких-либо доказательств невозможности явки в суд.
Как следует из административного материала, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 10.04.2017г. определением от 22.02.2017г., судебная повестка-извещение направлена первому заместителю главы администрации Советского района Республики Крым Ореховой В.В. по адресу, имеющемуся в административном материале.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что первый заместитель главы администрации Советского района Республики Крым Орехова В.В. извещена надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщила о причинах неявки, не ходатайствовала об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в ее отсутствие, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие подателя жалобы.
Суд, заслушав представителя прокуратуры, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Как усматривается из материалов дела, 17 октября 2016 года прокуратурой Советского района Республики Крым была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере закупок у единственного поставщика, а также в сфере размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в администрации Советского района, которой, в том числе, установлено, что должностными лицами не принимаются меры по разработке Схем размещения нестационарных торговых объектов в пределах границ и за границами муниципальных образований Советского района.
По результатам проверки, 17 октября 2016 года прокурором Советского района Республики Крым в адрес главы администрации Советского района Республики Крым внесено представление с требованием: 1) рассмотреть его в месячный срок и принять меры к устранению выявленных нарушений и их недопущению в дальнейшем; 2) решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона; 3) о дне рассмотрения представления сообщить в прокуратуру Советского района; 4) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в письменной форме с приложением документов, подтверждающих исполнение требования прокурора и приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Согласно ответа первого заместителя главы администрации Советского района Республики Крым Ореховой В.В. от 28 октября 2016 года, в связи с особенностями рельефа, климата и расположения природных ресурсов, основной хозяйственной деятельности Советского района является сельское хозяйство. Предпринимательская деятельность в сфере торговли и оказания услуг, осуществляется только в пределах населенных пунктов. В связи с чем, а также отсутствием обращений и заявлений о рассмотрении возможности разработки и утверждения схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности, администрация не видит острой необходимости в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым".
13 января 2017 года прокурором Советского района Республики Крым в отношении первого заместителя главы администрации Советского района Республики Крым Ореховой В.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Указанному должностному лицу вменяется невыполнение требований прокурора по приведению муниципальных правовых актов в соответствие с Порядком, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым".
Как усматривается из обжалуемого постановления суда Советского районного суда Республики Крым, судом первой инстанции не была дана оценка всем пунктам представления прокурора.
Так, в ходе проведенной проверки были установлены нарушения в отношении администрации Советского района Республики Крым, тогда как представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере закупок и в сфере размещения нестационарных торговых объектов от 17 октября 2016 года было адресовано Главе администрации Советского района Республики Крым Трегубу В.О., а постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ было вынесено в отношении заместителя главы администрации Советского района Республики Крым Ореховой В.В.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 23 августа 2016 года N402, нормативно-правовые администрацией Советского района Республики Крым не разрабатывались и не принимались.
Разработка проекта схемы размещения НТО осуществляется структурными подразделениями администраций муниципальных районов по вопросам строительства совместно со структурными подразделениями по вопросам развития торговли.
Кроме того, в п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Пункт 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусматривает, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Представление прокурора Советского района Республики Крым от 17 октября 2016 года, в числе прочих содержит требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения требований федерального законодательства (пункт 2 представления).
Между тем, судом первой инстанции не была дана оценка указанному требованию, изложенному в представлении прокурора, на предмет его соответствия положениям Закона о прокуратуре.
Таким образом, указанным выше обстоятельствам судом первой инстанции, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, надлежащая правовая оценка дана не была.
В соответствии с ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными, повлекшими за собой невозможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах судебное постановление подлежит отмене, с направлением дела на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
Жалобу первого заместителя главы администрации Советского района Республики Крым ФИО1 - удовлетворить частично.
Постановление Советского районного суда Республики Крым от 6 февраля 2017 года - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение судье, правомочному рассматривать дело.
Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.