Судья Верховного Суда Республики Крым Юсупова Л.А-В., рассмотрев жалобу заместителя начальника по правовому обеспечению Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Домниковой А.В. на постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2016 года по делу N 5-4284/2016 в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
28 октября 2016 года в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" составлен протокол N "адрес" об административном правонарушении за невыполнение в установленный срок законного предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Симферополю от 14 сентября 2016 года по демонтажу самовольно установленной на стойках дорожных знаков особых предписаний 6.12 "Указатель расстояний" рекламной таблички с сюжетом "Установка метан-пропан" по адресу: "адрес" автодорога " "адрес" "адрес"" "адрес" выданного юридическому лицу - Государственному казенному учреждению Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
Постановлением судьи Киевского районного суда "адрес" Республики Крым от 16 декабря 2016 года Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Заместитель начальника по правовому обеспечению Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" Домникова А.В. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить ссылается на то, что субъектом правонарушения Служба не является.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, об отложении дела не заявляли.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Согласно части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Предписание должно быть вынесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства.
Из материалов дела следует, что 28 октября 2016 года в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" составлен протокол N "адрес" об административном правонарушении за невыполнение в установленный срок законного предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по "адрес" от 14 сентября 2016 года по демонтажу самовольно установленной на стойках дорожных знаков особых предписаний 6.12 "Указатель расстояний" рекламной таблички с сюжетом "Установка метан-пропан" по адресу: "адрес" автодорога "адрес" "адрес" "адрес" выданного юридическому лицу - Государственному казенному учреждению Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым". В протоколе N "адрес" об административном правонарушении от 28 октября 2016 года указано, что Государственным казенным учреждением Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" нарушены пункты 4.1.1 и 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93.
Из пункта 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 следует, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно пункту 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
При этом из предписания, вынесенного 14 сентября 2016 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по г. Симферополю Педаном С.Г. юридическому лицу - Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", следует, что юридическому лицу предлагается предоставить согласованное разрешение на установку рекламной таблички (конструкции) с дорожным знаком, а в случае отсутствия такого разрешения - демонтировать рекламную табличку (конструкцию). Срок выполнения предписания 3 дня согласно ГОСТ Р 50597-93.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Законом о рекламе.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии с частями 9, 10, 21 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно части 21 статьи 19 закона, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Положения статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В нарушение указанных положений законодательства ни должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, ни судьей первой инстанции при привлечении лица к административной ответственности за неисполнение требований предписания от 14 сентября 2016 года о демонтаже рекламной конструкции не выяснялся владелец данной конструкции, не проверялось на кого возложена обязанность по демонтажу рекламной конструкции (таблички), является ли в силу вышеуказанных положений законов Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" субъектом административного правонарушения, вмененного ему в вину по настоящему делу. В связи с указанным прихожу к тому, что судьей первой инстанции сделан преждевременный, без полного установления обстоятельств по делу, вывод о виновности Службы в совершении данного административного правонарушения.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Крым жалобы по данному делу трехмесячный срок давности привлечения Службы к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, возможность направления дела на новое рассмотрения отпала, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2016 года по делу в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.