Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 на постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2016 года по делу N 5-2255/2017,
установил:
Постановлением Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2016 года по делу N 5-2255/2017 Общество с ограниченной ответственностью "Южный берег" освобождено от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), с объявлением устного замечания, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением суда, главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2016 года, направить дело на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована тем, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств по делу. По мнению заявителя, вывод судьи о возможности применить в данном деле положения ст. 2.9 КоАП РФ не обоснован. По мнению заявителя, правонарушение, совершенное ООО "Южный берег" нельзя квалифицировать как малозначительное, поскольку нарушение норм права, направленных на обеспечение сохранности жизни и здоровья населения, не может квалифицироваться как малозначительное.
Проверив доводы жалобы, заслушав главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Алимова Л.Э., представителя Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Козина М.С., поддержавших жалобу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 17 июня 2016 года в 23 часа 30 минут в результате проведения мониторинга по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемического благополучия и защиты прав потребителей, ООО "Южный берег" допустило нарушение санитарного законодательства, выразившееся в нарушении:
требований п.п. 5.11, 5.12, 5.13 СП 2.3.6.1079-01 (помещения ночного клуба содержатся с нарушениями, уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств не проводится. Уборочный инвентарь отсутствует, отдельное место для хранения уборочного инвентаря не предусмотрено);
требований п.п. 6.11, 6.12, 6.14, 6.21 СП 2.3.6.1079-01 (нарушаются правила мытья посуды. Недостаточно моечных ванн для мытья стеклянной посуды и столовых приборов);
требований п.п. 12.1, 12.2, 12.3 СП 2.3.6.1079-01 (мероприятия по дезинсекции и дератизации не проводятся);
требований п.п. 13.1, 13.3, 13.4 СП 2.3.6.1079-01 (у персонала отсутствуют сведения о прохождении предварительного при поступлении на работу и периодического медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации в установленном порядке);
требований п.п. СП 2.3.6.1079-01, СП 1.11058-01 (на предприятии не организован производственный контроль, что является нарушением п.п. 5.11, 5.12, 5.13, 6.11, 6.12, 6.14, 6.21, 12.1, 12.2, 12.3, 13.1, 13.3, 13.4, 14.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья"; СП 1.11058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий").
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу положений статьи 6.6 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Частью 1 ст. 17 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 31 утверждены Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п. 1.1 Правил).
Данные Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (п. 1.2 Правил).
Во всех организациях, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль. Производственный контроль осуществляется в соответствии с санитарными правилами "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" СП 1.1.1058-01", зарегистрированными в Минюсте России 30 октября 2001 г., регистрационный N 3000.
Вместе с тем в ходе проведенного мониторинга установлено нарушение ООО "Южный берег" указанных требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологических требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" и СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Факт административного правонарушения и вина ООО "Южный берег" в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении юридического лица от 25.07.2016 года, заявлением Колесниковой Т.А. от 14.06.2016 года, протоколом осмотра места происшествия от 18.06.2016 года, объяснениями Уманского Н.П., Лебедевой Н.А., Колодиенко М.В., Кузина Д.А., Зайцева И.А., Прядкина Г.И., Журавлева Г.А., справкой о выявленных нарушениях от 17.06.2016 года, и иными материалами дела.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела в совокупности с приведенными выше нормами, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Южный берег" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ.
Доказательства невозможности исполнения ООО "Южный берег" санитарно-эпидемиологических требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом правонарушении применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При этом, в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В данном случае нарушения, допущенные ООО "Южный берег" и выявленные в ходе проведения мониторинга, являются грубыми нарушениями санитарно-эпидемиологических требований, а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда первой инстанции не имелось.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить судебное решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
Жалобу главного специалиста-эксперта отдела санитарного надзора Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 на постановление судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2016 года по делу N 5-2255/2017 - удовлетворить.
Постановление Ялтинского городского суда Республики Крым от 2 ноября 2016 года по делу N 5-2255/2017 в отношении Общество с ограниченной ответственностью "Южный берег" - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.