Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу Акционерного общества "Аврора" на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.01.2017 г. N 12-28/2017 по делу об административном правонарушении по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым в области охраны окружающей среды Цицулина М.В. N 003041/0186 от 5 мая 2016 года Акционерное общество "Аврора" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 175000 рублей.
Решением старшего государственного инспектора Республики Крым - начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона Бобаревой Ю.В. от 9 июня 2016 года жалоба АО "Аврора" на постановление от 5 мая 2016 года оставлена без удовлетворения.
Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.01.2017 г. N 12-28/2017 жалоба Акционерного общество "Аврора" удовлетворена частично, указанное постановление N 003041/0186 от 5 мая 2016 года оставлено без изменения, решение старшего государственного инспектора Республики Крым - начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона Бобаревой Ю.В. от 9 июня 2016 года отменено.
Не согласившись с принятым решением, Акционерное общество "Аврора" подало жалобу, в которой просит указанное решение суда и постановление должностного лица N 003041/0186 от 5 мая 2016 года отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не были проверенны законность и обоснованность привлечения АО "Аврора" к административной ответственности, не учтено того, что АО "Аврора", являясь правопреемником совместного украинско-российского предприятия в форме акционерного общества закрытого типа "Джемиет" по договору N 2040/329-29 о совместной деятельности от 05.09.2003 года передало все свои права и обязанности по строительству на арендуемом АО "Аврора" земельном участке, ООО фирме "Консоль-ЛТД", которое разработало проект, согласно которому временное складирование грунта предусмотрено на стройплощадках.
Также заявитель указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности при вынесении должностным лицом постановления N 003041/0186 от 5 мая 2016 года.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя Акционерного общества "Аврора" - ФИО1, поддержавшего жалобу, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в том числе в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
П. 6 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. п. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Предельное количество временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке утверждаются республиканским, краевым, областным, окружным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с территориальными органами других специально уполномоченных государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (п. 2.5 указанных Временных правил).
Согласно п. 3.6. и 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников- накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Как усматривается из материалов дела, 22 января 2016 года ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым в области охраны окружающей среды Цицулиным М.В. и ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым Радишевской Е.А. в ходе проведения рейдового обследования территории земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, шт. Массандра, пгт. Восход, в районе ул. Авроры, выявлено нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производств и потребления, а именно несанкционированное складирование отходов на открытый грунт. Вышеуказанное место не входит в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Росприроднадзора от 30 апреля 2015 года N 377 "О включении объектов размещения отходов в государственные реестр объектов размещения отходов". Площадь несанкционированного складирования отходов составила 400 кв.м. По морфологическому составу отходы предоставляют с собой грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ (код отхода по ФККО 81110001495). По результатам проверки должностными лицами был составлен акт обследования территории и на предмет соблюдения природоохранных требований от 22 января 2016 года N 011 и фототаблица к нему с изображением места правонарушения.
А
25 января 2016 года ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды Цицулиным М.В. было вынесено определение N 078 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении неустановленного лица по факту несанкционированного складирования отходов по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт. Массандра, пгт. Восход, в районе улицы Авроры и проведении административного расследования.
25 января 2016 года ведущим специалистом отдела экологического надзора города Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды Цицулиным М.В. было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении. Также аналогичные определения были вынесены должностным лицом 25 февраля и 9 марта 2016 года.
Определением заместителя министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителем Главного государственного инспектора Республики Крым Славгородской O.A. от 19 февраля 2016 года был продлен срок проведения административного расследования по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении неопределенного круга лиц на 30 дней, сроком до 26 марта 2016 года.
При проведении административного расследования было установлено, что земельный участок, подвергшийся несанкционированному складированию отходов, предоставлен по договору аренды АО "Аврора".
На основании материалов проверки государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды 21 апреля 2016 года был составлен протокол N 003041 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "Аврора" в отсутствие его представителя, при наличии сведений о надлежащем уведомлении АО "Аврора" о времени и месте составления протокола.
Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта Управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым в области охраны окружающей среды Цицулина М.В. от 5 мая 2016 года с внесенными в него исправлениями определением от 11 июля 2016 года N741, АО "Аврора" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение ст. 11, п. 6 ст. 12, п. 1 ст. 13, п. 2и 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 34, п. 1 ст. 39, п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п.2.1 и 2.5 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации от 15 июля 1994 года, ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3,6 и 3,7 СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утверждённых Главным государственным санитарным врачом 30 апреля 2003 года.
Так, судом первой инстанции установлено, что АО "Аврора" является арендатором земельного участка общей площадью 11,0000 га, расположенного в пгт. Восход, ул. Авроры, 3, что подтверждается договором аренды от 14 ноября 2006 года, Уставом АО "Аврора".
П. 5.3 указанного договора на арендатора возложена ответственность за состояние объекта аренды в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 9.4 договора арендатор принял на себя обязанность использовать арендованный земельный участок, придерживаясь при этом требований действующего земельного и экологического законодательства, государственных и местных стандартов, норм и правил по использованию земли.
5 сентября 2003 года между АОЗТ "Джемиет", правопреемником которого является АО "Аврора", и ООО фирма "Консоль-ЛТД" был заключен договор N 2040/329-29 о совместной деятельности, по которому стороны договорились совместно действовать для достижения общей хозяйственной цели: окончание строительство и ввод в эксплуатацию незавершенных строительством Бизнес-Центра, а также зданий и сооружений гостиничного комплекса, расположенных по адресу: г. Ялта, пгт. Массандра, пос. Восход, ул. Авроры, 28.
В рассматриваемом случае обществу вменено несанкционированное складирование отходов на открытом грунте общей площадью 400 кв. м. По морфологическому составу отходы представляют собой грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ (код отхода по ФККО 81110001495).
Ответственность по обеспечению экологической безопасности землепользования договором аренды возложена на АО "Аврора". При этом суть совместной деятельности состоит в том, что несколько лиц объединяют свои имущество и усилия в целях извлечения прибыли или достижения иного эффекта, но не является основанием для изменения ответственности лиц в уже существующих обязательствах.
Таким образом, судья городского суда пришел к правильному выводу о наличии достаточных доказательств, подтверждающих образование в деятельности именно АО "Аврора" отходов производства и потребления.
Факт допущенного правонарушения и виновность АО "Аврора" в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении: актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 22 января 2016 года N 011 и фототаблицей к нему; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 25 января 2016 года N 978; определением о продлении срока проведения административного расследования от 19 февраля 2016 года; определениями об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 25 января 2016 года N 035, N 036, от 25 февраля 2016 года N 129, от 9 марта 2016 года N 154; письменным объяснением Чертыгашева Г.П. от 21 апреля 2016 года; копией договора аренды земельного участка ЗАО СП "Джемиет"; копией Устава АО "Аврора"; протоколом об административном правонарушении от 21 апреля 2016 года N 003041.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности АО "Аврора" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в результате заключения вышеуказанного договора о совместной деятельности, ООО фирма "Консоль ЛТД" ответственно за надлежащее использование арендуемого им земельного участка, в том числе за соблюдение требований природоохранного законодательства, в связи с чем привлечение АО "Аврора" к административной ответственности является неправомерным, отклоняется судом апелляционной инстанции как не состоятельный по мотивам, изложенным выше.
Довод заявителя о привлечении Общества к административной ответственности по истечении срока привлечения, не состоятелен, поскольку в силу положений ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, составляет один год.
При таких обстоятельствах, поскольку жалоба Акционерного общества "Аврора" на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.01.2017 г. N 12-28/2017 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым
решил:
Жалобу Акционерного общества "Аврора" на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.01.2017 г. N 12-28/2017 - оставить без удовлетворения.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25.01.2017 г. N 12-28/2017 в отношении Акционерного общества "Аврора" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.