Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Сыча М.Ю.
судей Корсаковой Ю.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре Карпенко А.А.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Празднова Игоря Борисовича к Администрации города Феодосии о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении земельного участка и понуждении выполнить определенные действия
по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Празднов Игорь Борисович обратился с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе Празднову И.Б. в предоставлении земельного участка, расположенного в "адрес", N, "адрес"", об обязании ответчика повторно рассмотреть заявление о предоставлении вышеуказанного земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ решением Щебетовского поселкового совета г. Феодосия ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью N "адрес" Республики Крым для строительства и обслуживания жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ истец заключил с КП "Геоинформационный центр г. Феодосия" договор на изготовление проекта землеустройства по отводу вышеуказанного земельного участка, на протяжении 2011-2014г.г. проект проходил согласования.
Решением Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ утверждены материалы согласования границ земельного участка; решением Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия решения от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок, однако ему необоснованно отказано по тем основаниям, что земельный участок расположен вне зоны жилой застройки и на территории магистрали городского значения в N "адрес".
2
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: признать незаконным постановление администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в удовлетворении заявления Празднова И.Б. о передаче в собственность земельного участка N N, расположенного по "адрес" N, "адрес" Республики Крым в связи с расположением земельного участка вне зоны жилой застройки и на территории магистрали городского значения; обязать администрацию города Феодосии повторно рассмотреть заявление Празднова И.Б. о передаче в собственность вышеуказанного земельного участка.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Феодосии Республики Крым ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что земельный участок истца расположен на территории проектной магистрали; действующим законодательством не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте; при отсутствии такого документа отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, иными сведениями; истцом не представлены доказательства о разрешении ему передачи в собственность земельного участка, ограниченного в обороте.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон по делу, что не противоречит положениям ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
3
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что указанные в обжалуемом постановлении причины отказа в предоставлении земельного участка не соответствуют нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения; спорный земельный участок был сформирован с определением границ, получением соответствующие согласования, выдачей кадастрового паспорта и присвоением земельному участку кадастрового номера; генеральный план "адрес", разработанный в 1989 году, является действующим; согласно публичной кадастровой карте Украины земельный участок Празднова И.Б. находится на части территории, которая распланирована и передана другим гражданам; проектная магистраль внесена в генплан без каких либо привязок и указания границ территориальных зон; отсутствие данных об утверждении проекта предполагаемой магистрали; отсутствует возможность определить наложение спорного земельного участка на проектируемую магистраль; вопрос о предоставлении земельного участка в собственность, отнесен к компетенции Администрации г. Феодосия.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Судом первой инстанции установлено, что решением Щебетовского поселкового совета "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ Празднову И.Б. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка N по "адрес" в "адрес" с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома с последующей передачей в собственность из земель, не переданных в собственность или постоянное пользование; категория земель "жилая и общественная застройка".
ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор на изготовление проект землеустройства по отводу выше указанного земельного участка с КП "Геоинформационный центр г. Феодосия".
Решением Щебетовского поселкового совета г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены материалы согласования границ спорного земельного участка.
Решением Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ N продлен срок действия вышеуказанного решения Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ.
4
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию города Феодосии с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав на земельные участки с приложением установленных законодательством документов.
На момент разрешения судебного спора земельный участок был сформирован, определены его границы, получены соответствующие согласования по передаче участка в собственность; сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с выдачей кадастрового паспорта земельного участка и присвоением земельному участку N.
Как следует из материалов дела, решением Щебетовского поселкового совета N от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок действия генерального плана "адрес", разработанный в N.
Согласно схемам экономико-планировочного зонирования спорный земельный участок находится в зоне N.
В соответствии с выводами экспертного заключения N от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок находится в зоне усадебной жилой застройки "адрес" N "адрес".
Как указал эксперт, определить, имеется ли наложение спорного земельного участка на проектируемую магистраль не представляет возможным, поскольку не имеется информации о планировочной организации территории и координат границ поселка, утвержденных генеральным планом, в связи с чем проектная магистраль внесена в выкопировку из генерального плана без привязок и указания границ территориальных зон.
Также экспертом определено, что с учетом указанного места расположения проектируемой магистрали данная магистраль должна проходить по земельным участкам ФИО6, ФИО7, которым переданы земельные участки в собственность.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 39.1, 39.2 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
5
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории в силу п.26 ст.16 Федерального закона от Об. 10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как установлено ст.23 указанного Федерального конституционного закона Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе
Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ст.12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, праве на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из анализа указанных нормативных положений следует, что решение Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ о даче истцу разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного N в "адрес" для строительства и обслуживания жилого дома подлежит признанию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.12 ФКЗ-6 от 21.03.2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской
6
Федерации новых субьектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со ст.ст.1,2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, в частности, право частной собственности и право общей собственности - признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности.
В соответствии со ст.ст.13,14 вышеуказанного Закона завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании: действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года; договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до 21 марта 2014 года с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
7
До 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель, земельных участков из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выдача разрешений на строительство и ввод объектов строительства в эксплуатацию, изменение (установление) разрешенного использования земельных участков разрешается до разработки правил землепользования и застройки, документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории при условии, если местоположение объектов не противоречит градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, или объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования с учетом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Аналогичные нормативные положения предусмотрены п.п.4,5,11,13,15 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N313.
Проанализировав фактические обстоятельства, доводы и возражения сторон, представленные ими доказательства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Гражданско-правовой спор разрешен судом первой инстанции по заявленным истцом требованиям.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что генеральный план "адрес", разработанный в 1989 году, является действующим; земельный участок, выделенный Празднову И.Б. находится в районе усадебной жилой застройки по "адрес"; согласно публичной кадастровой карты Украины земельный участок Празднова И.Б. находится на части территории, которая распланирована и передана другим гражданам; проектная магистраль внесена в генплан без каких либо привязок и указания границ территориальных зон; отсутствуют данные об утверждении проекта магистрали; определить наложение спорного земельного участка на проектируемую магистраль невозможно из-за отсутствия привязок указания границ территориальных зон.
Выводы суда о необоснованности отказа в завершении оформления права собственности истца на указанный земельный участок сделаны на основании надлежащей правовой оценки всех обстоятельств с учетом нормативного регулирования спорных правоотношений.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
8
Принимая во внимание то, что апеллянт не представил суду доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.