судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Рогозина К.В.,судей: Синани А.М.,
Хмарук Н.С.,
при секретаре Гаран О.А.,
с участием представителя истца - Чулакчи Э.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Аблякимова ФИО13 к Администрации города Феодосии Республики Крым об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, по апелляционной жалобе Аблякимова ФИО14 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 декабря 2016 года по апелляционной жалобе Аблякимова Джемала Сеттаровича на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 декабря 2016 года,
установила:
в июне 2016 г. Аблякимов Д.С. обратился в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, мотивируя свои требования тем, что 09 июня 2015 года, после смерти Джаппаровой А. открылось наследство в виде земельного участка площадью 940 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", пгт. Щебетовка, "адрес". Истец, являясь наследником, в установленный законом срок обратился к нотариусу заявлением о принятии наследства. Однако нотариусом ему выдано письменное разъяснение о невозможности совершения нотариального действии в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность наследодателю имущества. Также нотариусом указано, что фамилия, указанная в свидетельстве о смерти, не соответствует фамилии, указанной в документах о владельце земельного участка, а именно фамилия наследодателя в представленных документах указана "Джапарова", а в свидетельстве о смерти "Джаппарова". На основании изложенного просил установить факт принадлежности его матери Джаппаровой Айше, умершей 09.06.2015 года, решения исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета народных депутатов г. Феодосия Республики Крым "О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома", договора "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности в пос. Щебетовка от 27.10.1992 г., заключенного между Джапаровой А. и исполкомом Щебетовского поселкового совета народных депутатов, удостоверенного 28.10.1992 года, зарегистрированного в реестре за N 277; признать за ним в порядке наследования после смерти Джаппаровой Айше, умершей 09.06.2015 года, право собственности на земельный участок, площадью 940 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 декабря 2016 года в удовлетворении иска Аблякимова Д.С. отказано.
В обоснование апелляционной жалобы Аблякимов Д.С., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое об удовлетворении исковых требований. Указывает, что наследодателем в установленном законом порядке получены и согласованы документы, подтверждающие права на земельный участок.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового Совета народных депутатов г. Феодосии Республики Крым от 27 октября 1992 года N 86 разрешено Джапаровой А. на закрепленном за ней земельном участке N 5, площадью 940 кв.м, по адресу: пгт. Щебетовка, Ульянова балка, N 5 строительство жилого дома по индивидуальному проекту. Поручено произвести отвод в натуре земельного участка, выделенного для индивидуального жилищного строительства.
27 октября 1992 года между исполкомом Щебетовского поселкового Совета народных депутатов и Джапаровой А. заключен договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности в пос. Щебетовка. Данный договор 28.10.1992 года удостоверен секретарем исполкома Щебетовского поселкового Совета народных депутатов города Феодосии Республики Крым, зарегистрирован в реестре за N 277.
Согласно п. 1 указанного Договора, исполком Щебетовского поселкового Совета народных депутатов предоставил Джапаровой А. земельный участок в бессрочное пользование для строительств жилого "адрес", общей площадью 940 кв.м., в "адрес"
Решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового Совета Республики Крым от 20.11.1992 г. N 123, адрес указанного земельного участка изменен на "адрес", "адрес" "адрес".
Согласно справке МКУ "Щебетовская поселковая администрация Администрации "адрес" Республики Крым" от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок N, площадью 940 кв.м, расположенный в "адрес" "адрес", Ульянова балка, выделенный Джапаровой А., решением исполнительного комитета Щебетовского поселкового совета народных депутатов "адрес" Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ "О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома", в соответствии с записью в поземельной книге Щебетовского поселкового совета от 1993 года числится по адресу: "адрес"., пгт "адрес", "адрес".
09.06.2015 года Джаппарова А. умерла.
После смерти Джаппаровой А., ее сын Аблякимов Д.С. в установленный законом шестимесячный срок подал заявление нотариусу о принятии наследства.
Согласно письму нотариуса Феодосийского нотариального округа Литвинчук В.К. от 20.05.2016 года, такие документы, как решение N 86 от 27.10.1992 года, выданное исполкомом Щебетовского поселкового Совета г. Феодосии Республики Крым, а также договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства жилого дома на праве личной собственности в "адрес" от 27.10.1992 года, не являются правоустанавливающими для данного земельного участка, более того в свидетельстве о смерти наследодателя значится фамилии "Джаппарова", а в паспорте земельного участка и указанных в нем документах значится фамилия "Джапарова", что не соответствует данным, указанным в свидетельстве о смерти наследодателя.
Отказывая в удовлетворении иска Аблякимова Д.С., суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Джаппровой А. в установленном законом порядке, а также в предусмотренных законом размерах, с соблюдением целевого назначения, был передан в собственность земельный участок площадью 940 кв.м по "адрес" в "адрес", "адрес".
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с абзацем 1 статьи 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что он являлся их субъектом на день открытия наследства, поскольку согласно абзацу 1 статьи 1181 ГК РФ, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом, на принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу пункта 9.1 статьи 3 Вводного закона, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или - удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Из материалов дела следует, что Джапаровой А., принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, предоставленный для строительства жилого дома на праве личной собственности, общей площадью 940 кв. м, расположенный по адресу: пгт. Щебетовка, Ульянова балка, 5, то есть до введения Земельного кодекса Российской Федерации в действие ей был предоставлен спорный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с частью 3 статьи 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В силу части 4 статьи 20 ЗК РФ граждане, обладающие на таком праве земельными участками, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Согласно п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 29 мая 2012 г. "О судебной практике по делам о наследовании", суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Проанализировав нормы материального права и оценив представленные доказательства, районный суд, установив, что спорный земельный участок принадлежал наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, и волеизъявление наследодателя относительно определения статуса земельного участка как объекта частной собственности отсутствовало, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании за истцом права собственности на спорный земельный участок в порядке наследования, т.к. спорный земельный участок не подлежит включению в состав наследственного имущества после смерти Джапаровой А.
Суд верно указал, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав, которое не наследуется. Переход права пользования такими участками к наследнику возможен только по правилам ст. 35 Земельного кодекса РФ в случае перехода права собственности на строение, расположенное на этом участке.
Джапарова А. не получала свидетельство о праве собственности на спорный земельный участок и в соответствующие органы для оформления в собственность земельного участка на основании п. 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса не обращалась.
При разрешении данного спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам дела. Доводы жалобы в указанной части несостоятельны. Нарушение либо неправильное применение норм материального права, существенные нарушения норм процессуального права, судом не допущены.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к субъективному толкованию норм материального права, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку суда, не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности постановленного решения, и не могут повлечь его отмены.
Судом первой инстанции правильно установлено и учитывалось при вынесении решения, что земельный участок предоставлен матери истца до введения в действие Земельного кодекса РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Кроме того, документы о праве собственности на дом истцом суду не предоставлены.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 06 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аблякимова ФИО16 без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.