судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Кирюхиной М.А.
судей Адаменко Е.Г.,
Кустовой И.В.,
при секретаре ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кустовой И.В. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики ФИО2, об обязательстве назначить и выплачивать ежемесячную доплату к пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики ФИО2 на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском, в котором просил обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" Республики ФИО2 (далее - ГУ - УПФ РФ в "адрес" РК) назначить и выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную доплату к пенсии на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Иск мотивирован тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, как лётчик гражданской авиации, член лётного экипажа.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - УПФ РФ в "адрес" РК с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации", однако решением ответчика ему отказано.
В судебное заседание истец и его представитель требования поддержали; представитель ответчика против иска возражала.
Решением Киевского районного суда "адрес" Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ иск удовлетворен частично. Суд решилобязать ГУ - УПФ РФ в "адрес" РК назначить и выплачивать ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную доплату к пенсии, на основании Федерального закона N 155-ФЗ от 27 ноября 2001 года "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". В остальной части иска отказать.
Не согласившись с решением суда, ответчик ГУ - УПФ РФ в "адрес" РК подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в иске.
Апеллянт ссылается на несоблюдение истцом требований к предусмотренной Административным регламентом форме заявления о назначении спорной доплаты; указывает, что ежемесячная доплата к пенсии выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации за счет взносов организаций, использующих труд членов летных экипажей, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, в который авиационные организации РОСТО (ДОСААФ) не входят.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения, поскольку принятое судом решение является законным и обоснованным.
В суд апелляционной инстанции явились стороны и их представители.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39 часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, включая установление доплат к пенсиям, круга их получателей и оснований приобретения права на них, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон N 155-ФЗ) определены условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.
Статья 1 Закона N 155-ФЗ предусматривает условия, при которых устанавливается такая доплата.
Согласно указанной норме закона доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, - не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин. Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 марта 2003 года N 155 утвердило Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", и Правила исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Список и Правила). Пунктом 2 Правил определено, что в выслугу засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списке.
Списком предусмотрены, среди прочих, должности летчик-инспектор (-инструктор, - наставник), командир звена летного.
В силу пункта 5 Правил исчисление выслуги производится исходя из налета часов. При этом согласно подпункта "а" данного пункта каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работ, предусмотренных в подпункте "б" настоящего пункта) засчитываются за один месяц выслуги.
Исчисление выслуги производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на 12 часов. Периоды работы в годовом исчислении определяются путем деления числа полных месяцев выслуги на 12 (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 7 данных Правил при выполнении в течение года работ, указанных как в подпункте "а", так и в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, исчисление выслуги производится пропорционально налету часов (периоду занятости) на каждой работе.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отделение Пенсионного фонда Республики ФИО2 по "адрес" с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет.
Истцу была назначена пенсия в соответствии с действующим на территории Республики ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ законодательства Украины и установлен вид пенсии "по старости, летный состав", как лицу летного экипажа воздушных судов гражданской авиации. Пенсия исчислена с учетом страхового стажа 35 лет 3 месяца день, в том числе стажа в должностях лётного состава 30 лет 5 месяцев 14 дней.
Решением ответчика, на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф "О страховых пенсиях", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" истцу с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется выплата пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Пенсионный фонд Российской Федерации с заявлением, в котором, кроме прочего, просил выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные доплаты к пенсии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в выплате доплаты к пенсии, предусмотренной вышеуказанной нормой в связи с тем, что авиационная организация, в которой работал истец, не входит в число работодателей, уплачивающих страховые взносы сверх ставки единого социального налога.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что истец, как лицо, получающее пенсию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, как летчику гражданской авиации, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии, предусмотренную Федеральным законом N 155-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", вне зависимости от формы собственности предприятия или учреждения, в котором он работал.
С такими выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права, подлежащих применению при разрешении спора, и на обстоятельствах дела, установленных судом.
Законом N 155-ФЗ определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся лица, имеющие выслугу в должности, предусмотренной Списком, и оставившие летную работу в должности, дающей право на доплату к пенсии. Иных критериев для определения права бывшего члена летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит.
Из трудовой книжки истца видно, что он работал в Симферопольском авиаспортклубе Общества Содействия Обороне Украины в должности летчика-инструктора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности летчика-инструктора, командира самолетного звена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности летчика-инструктора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности летчика-инструктора, командира самолетного звена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-86).
Общий стаж работы ФИО1 в должности работникам летного состава составляет 30 лет 5 месяцев и 14 дней (л.д. 39)
Выполнение полетов в составе летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в указанные периоды подтверждается летной книжкой, которая в силу пункта 8 Правил является основным документом, подтверждающим выполнение таких полетов.
Выполнение ФИО1 полетов в составе летных экипажей воздушных судов подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной Симферопольским авиаспортклубом ОСОУ, а также летной книжкой ФИО1
Учитывая изложенное, суд пришел к верному выводу о незаконности отказа Управления в установлении истцу спорной доплаты к пенсии (л.д. 70-98).
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодатель истца не был включен в список организаций, использующих труд членов летных экипажей, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, и не производил отчисление страховых взносов по дополнительному тарифу, на законность постановленного судом решения не влияют.
Действительно, в силу части 3 статьи 1 Закона N 155-ФЗ, перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 155 предписано Федеральному агентству воздушного транспорта ежегодно, до 1 февраля, определять и представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и ежеквартально, не позднее последнего числа последнего месяца квартала, информировать Пенсионный фонд Российской Федерации об изменениях, которые требуется внести в указанный перечень.
Однако, не включение работодателя в Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, не должно влиять на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам данной организаций, поскольку ни Закон N 155-ФЗ, ни Правила таких ограничений не содержат.
Тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счет поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей, не влияет на право ФИО1 на назначение спорной доплаты, поскольку Закон N 155-ФЗ в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплату доплаты, и не предусматривает уплату таких взносов, как обязательное условие для определения права бывшего члена летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на получение доплаты к пенсии.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 379-О-О, дополнительное социальное обеспечение, предоставляемое на основании Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", имеет обязательный характер. В отличие от трудовой пенсии, которая является ежемесячной денежной выплатой лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в целях компенсации заработной платы или иного дохода, на которые начислялись соответствующие страховые взносы, доплата к пенсии предоставляется оставившим летную работу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые не приобретают в системе дополнительного социального обеспечения статуса застрахованных; ее введение было обусловлено стремлением повысить уровень материального обеспечения этой категории лиц, способствовать смене поколений на профессиональном рынке труда работников летного состава гражданской авиации, в том числе с учетом особых условий и специфики их профессиональной деятельности.
Страховые взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являются индивидуально возмездными платежами, призванными обеспечить права конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Страховые взносы по дополнительному тарифу начисляются работодателями на фонд оплаты труда работающих на данный момент времени членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, капитализации не подлежат и направляются на финансирование доплат к пенсиям, установленным представителям указанной профессиональной группы, которые оставили летную работу.
Вместе с тем, обязав работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в целях дополнительного социального обеспечения названной категории работников уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, предусмотренному законом, и придав, таким образом, данным взносам публично-правовой характер, государство одновременно приняло на себя соответствующие обязательства по взиманию таких взносов, аккумулированию собранных средств и управлению ими, а также установлению и перерасчету доплат к пенсиям. Это предполагает и обязанность государства обеспечивать надлежащий контроль за своевременным и в полном объеме перечислением сумм взносов, а также принимать все необходимые меры, направленные на неукоснительное выполнение каждым работодателем, использующим труд названной категории работников, обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу для финансирования доплат к пенсии, включая и применение мер юридической ответственности, как это предусмотрено частью третей статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации". В противном случае не мог бы быть обеспечен обязательный характер таких страховых взносов и, следовательно, формирование обособленного источника финансирования доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в объеме, необходимом для осуществления этих выплат в установленном размере, что вступало бы в противоречие с правовой природой дополнительного социального обеспечения указанной категории граждан и его целями.
Доводы апелляции о нарушении истцом требований Административного регламента при обращении с заявлением о назначении спорной доплаты, коллегия судей признает несостоятельными, поскольку из материалов пенсионного дела ФИО1 усматривается его требование о назначении спорной оплаты, что, по мнению судебной коллегии, является достаточным условием её назначения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Согласно пункту 1 абзаца 1 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий, судья: М.А.Кирюхина
Судьи: Е.Г.Адаменко
И.В. Кустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.