Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего С.А. Воробьевой,
судей Н.А. Терентьевой, С.В. Яковлева,
при секретаре Ёна А.О.,
при участии представителя отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам УФССП по Республике Крым ФИО7, ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО11, отделу судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, заинтересованное лицо ФИО2, об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Крым от 27.10.2016 года по делу N 2а-996/2016, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В., выслушав пояснения представителя отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Крым по Республике Крым ФИО7, ФИО2, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
УСТАНОВИЛА
ФИО1 (далее истец) обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Управления федеральной службы судебных приставов по Республике Крым ФИО11 (далее пристав) в части расчета задолженности по алиментам за период времени с 01.04.2014 г. по 15.12.2015 г. согласно постановления о расчете задолженности от 16.03.2015 г., постановления о расчете задолженности от 27.11.2015 г., постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 29.01.2016 г., согласно письма N82013/16/34726-АП от 08.07.2016 г. ( постановление о расчете задолженности от 07.07.2016 г.), обязать пристава устранить в полном объеме допущенные нарушения прав истца, пересчитав размер алиментов за период с 01.04.2014 г. по 15.12.2015 г. в размере 30% от прожиточного минимума ежемесячно на каждого ребенка согласно исполнительного листа N 2-456/2011 от 12.09.2011 г., выданного Кировским районным судом.
Решением Советского районного суда Республики Крым от 27.10.2016 г. по делу N 2а-996/2016 (судья Бражник И.С.) в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение.
В судебном заседании, которое состоялось 27.03.2017 г., ФИО2 и представитель отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам УФССП по Республике Крым (далее отдел) ФИО7 в возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указав, что суудом первой инстанции принято решение при полной и правильной оценке свех обстоятельств дела.
Другие участники процесса явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о днях и времени их проведения были извещены надлежащим образом, каких-либо ходатайств не представили.
В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, выслушав мнение представителей участников процесса, которые явились в судебное заседание, руководствуясь указанными положениями ст.226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав судью-докладчика, пояснения представителей участников процесса, которые явились в судебное заседание, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что на момент подачи искового заявления на исполнении в отделе находилось исполнительное производство N2966/14/82013-ИП, возбужденное 21.05.2014 г. в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя ФИО2, предмет исполнения алименты на содержание детей.
Данное исполнительное производство было возбуждено приставом на основании исполнительного листа N2-457/2011, выданного Кировским районным судом 12.09.2011 г. по делу N2-457/2011, по взысканию с истца алиментов на содержание несовершеннолетних детей ФИО3, 19.12.2007 года рождения и ФИО4, 02.01.2010 года рождения, в размере 1/3 части всех видов заработка (доходов), но не менее 30% прожиточного минимума на ребенка соответствующего возраста, ежемесячно, начиная с 30.05.2011 г. до совершеннолетия.
В рамках указанного исполнительного производства исполнителем 16.03.2015г. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которым должнику ФИО1 определена задолженность по алиментам по состоянию на 01.03.2015 г. в размере 136124,60 рублей.
Также в рамках указанного исполнительного производства исполнителем 27.11.2015 г. вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, которым должнику ФИО1 определена задолженность по алиментам по состоянию на 01.11.2015 г. в размере 168885,66 рублей.
Кроме того 29.01.2016 г. приставом. принято Постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, согласно обращено взыскание на доходы истца.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 02.10.2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" ( далее Закон N229 ФЗ) исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N229 ФЗ непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ст. 12 Закона N229 ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В ч.1 ст.68 Закона N 229 ФЗ установлено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. (ч.2 ст.68 Закона N 229 ФЗ ).
Согласно ч3 ст.68 Закона N 229 ФЗ к мерам принудительного исполнения относится, в частности, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 98 Закона N 229 ФЗ судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей.
В ст. 102 Закона N 229 ФЗ установлен порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам, согласно ч.2 которой размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч.3 ст. 102 Закона N 229 ФЗ).
Согласно ст.81 Семейного кодекса Российской Федерации ( далее СК РФ) при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей (ч1).
Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (ч.2).
Согласно ч. 4 ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации 19.06.2012 года утверждены Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (далее Методические рекомендации).
Согласно п. 5.1 Раздела V. Методических рекомендаций размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.
В случае, если должник, обязанный уплачивать алименты, не работал или не представил документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона, ст. 113 СК РФ). В данном случае моментом взыскания задолженности будет являться дата фактического погашения должником задолженности.
Сведения о размере средней заработной платы территориальным органам ФССП России следует ежемесячно запрашивать в органах Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и направлять в структурные подразделения для использования в работе. При необходимости актуальная информация может быть получена в информационно-правовых системах или на официальном сайте Росстата.
В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением.
Судом первой инстанции установлено, что пристав, вынося 16.03.2015г. и 27.11.2015 г. постановления о расчете истцу задолженности по алиментам на соответствующие даты, действовал согласно ст. 113 СК РФ, ст. 102 Закона N229ФЗ, руководствуясь указанными выше положениями Методических рекомендаций.
Представленные истцом документы, а именно, копия справки о средней заработной плате (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице (стипендии) от 01.02.2016 г. (л.д. 23), согласно которой ФИО1 в период времени с 01.04.2014 г. по 27.08.2015 г. работал на 0,25 ставки (средняя заработная плата 680 гривен) в ООО "С-ТЕЛ", расположенном по адресу: "адрес", из содержания которой невозможно точно установить не только место работы истца, но и размер его заработка, обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве надлежащих доказательств размера заработной платы истца в указанный период времени.
В силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что приставом расчет задолженности истца по алиментам на 01.03.2015 г. и на 01.11.2015 г. произведен верно, исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, поскольку, как указано выше, при изучении материалов дела следует, что в период с 21.03.2014 г. по 28.02.2014 г. и с 01.03.2015 г. по 31.10.2015 г. истец не работал, алименты выплачивал частично, на учете в Центре занятости не состоял.
В порядке, предусмотренном ст. 62 КАС РФ, истцом также не представлены доказательства противоправности действий исполнителя по вынесению 29.01.2016г. постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют изложенные в административном исковом заявлении, которым при рассмотрении дела судом первой инстанции согласно положениям ст.84КАС РФ дана правильная оценка, они не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены решения, постановленного судом первой инстанции.
Также не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что истец не извещался о судебном заседании, которое состоялось 27.10.2016г., поскольку в материалах дела имеется почтовое отправление N 29720002027793 (л.д. 118), при изучении которого становится очевидным ФИО1 26.10.2016 г. получил повестку, сообщающую ему, что 27.10.2016 г. в 10:30 часов в Советском районном суде Республики Крым будет рассматриваться его административное исковое заявление к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам УФССП по Республике Крым ФИО11, отделу судебных приставов по Кировскому и Советскому районам УФССП по Республике Крым, Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, заинтересованное лицо ФИО2 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя. Данные обстоятельства также подтверждаются ответом Федерального государственного унитарного предприятия "Почта Крыма" от 01.03.2017 г. N031-34-1098.
В силу изложенного, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановленопри правильной определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 309 - 311,317,318 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Республики Крым от 27.10.2016 года по делу N 2а-996/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.А. Воробьёва
Судьи подпись Н.А. Терентьева
подпись С.В. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.