Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Воробьёвой С.А.
судей Хожаиновой О.В., Терентьевой Н.А.
при секретаре Кочетковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Адамков С.Н. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю, заинтересованное лицо Товарищество собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Панорама", о признании незаконным решения
по апелляционной жалобе Адамков С.Н. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 декабря 2016 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Адамков С.Н. обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю, заинтересованное лицо Товарищество собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Панорама" (далее ТСН "ТСЖ "Панорама"), о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица ТСН "ТСЖ "Панорама" (ОГРН N) от 03 августа 2016 г.
В обоснование заявленных требований Адамков С.Н. указал, что является собственником квартиры N N в многоквартирном доме по "адрес". 16 июня 2016 года было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по "адрес", на котором были приняты решения о выборе способа управления многоквартирным домом, об утверждении названия ТСН "ТСЖ "Панорама" и утверждении его Устава. 03 августа 2016 года Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю была осуществлена государственная регистрация юридического лица ТСН "ТСЖ "Панорама". Адамков С.Н. считает, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для принятия решения о регистрации юридического лица, так как представленный протокол общего собрания собственников помещений от 16 июня 2016 года в нарушение части 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации был подписан не всеми собственниками помещений, проголосовавшими за принятие такого решения, а только председателем собрания ФИО1 и секретарем ФИО2
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 декабря 2016 г. в удовлетворении заявленных Адамковым С.Н. требований отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, и о принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое решение постановленопри несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, судом не применён закон, подлежащий применению.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Симферополю Швец Ю.Л. представлены возражения о законности обжалуемого судебного решения.
В судебном заседании административный истец Адамков С.Н., его представитель Адамкова О.В., доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю Швец Ю.Л. против удовлетворения жалобы возражала, решение суда первой инстанции просила оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица ТСН "ТСЖ "Панорама" Кузьмин В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, оспариваемое решение суда просил оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 29 июля 2016 года за вх. NА председателем правления ФИО1 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю были представлены документы для регистрации юридического лица при создании, а именно: заявление формы N Р11001 о государственной регистрации юридического лица при создании; протокол от 16 июня 2016 г. N общего собрания собственников помещений многоквартирного дома; устав юридического лица ТСН "ТСЖ "Панорама" в 2-х экземплярах; документ об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица при создании; заявление ФИО1 от 26 июля 2016 г.; копия свидетельства от 14 июня 2016 г. о государственной регистрации права собственности.
По результатам рассмотрения представленных в регистрирующий орган документов, административным ответчиком принято решение от 03 августа 2016 г. N о государственной регистрации юридического лица ТСН "ТСЖ "Панорама", на основании которого внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером N.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при проверке заявления о государственной регистрации ТСН "ТСЖ "Панорама" регистрирующий орган сделал вывод о соответствии представленных на регистрацию документов предъявляемым требованиям. Достоверные доказательства наличия обстоятельств, которые в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерльного закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", давали бы законные основания административному ответчику для отказа в государственной регистрации, в материалы дела не представлены. При этом, указанный Федеральный закон не возлагает на регистрирующий орган обязанность проводить проверку достоверности указанных юридическим лицом сведений, в частности, протокола общего собрания, а также соответствия содержащихся в нём сведений федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 4.1 статьи 9 Закона), так как данные сведения носят заявительный характер и за их достоверность, в силу пункта 1 статьи 25 данного закона, возложена на заявителя.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 4 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, товарищества собственников жилья.
Как следует их разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее Постановление от 23 июня 2015 года N 25), согласно пункту 4 статьи 49 ГК РФ особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. В связи с этим, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о товариществах собственников жилья продолжают применяться к ним и после 1 сентября 2014 года и являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.
Согласно части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений (часть 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
При государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (часть 5 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный закон N 129-ФЗ) предусматривает, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган, в числе предусмотренных документов, представляется решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "б" статьи 12).
Основания для отказа в государственной регистрации перечислены в статье 23 указанного Федерального закона.
При этом, как установлено подпункте "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определённых настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления от 23 июня 2015 года N 25, в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган, по общему правилу, не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону, как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
С учетом приведённых выше законоположений и материалов дела, судебная коллегия приходит к выводу, что уполномоченным лицом ФИО1 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Симферополю был предоставлен необходимый перечень документов для государственной регистрации юридического лица ТСН "ТСЖ "Панорама".
Таким образом, формально требования Федерального закона N 129-ФЗ по предоставлению предусмотренных указанным законом документов надлежащим лицом в надлежащий регистрирующий орган соблюдены. При этом, по общему правилу, указанный государственный орган не уполномочен осуществлять проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам.
Также судебная коллегия учитывает, что материалы дела не содержат данных об оспаривании (отмене) решения, оформленного протоколом от 16 июня 2016 г. N общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований у административного ответчика для отказа в государственной регистрации юридического лица ТСН "ТСЖ "Панорама", на основании представленных для его регистрации документов. Оснований для признания незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о государственной регистрации юридического лица ТСН "ТСЖ "Панорама" (ОГРН N) от 03 августа 2016г. не имеется.
При этом, доводы апелляционной жалобы, в том числе относительно зарегистрированного места нахождения (адреса) юридического лица ТСН "ТСЖ "Панорама", повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, были предметом проверки Киевского районного суда г.Симферополя Республики Крым и не нашли своего подтверждения. Мотивы, по которым суд первой инстанции не принял их во внимание, изложены в судебном акте. Оснований для их переоценки судебная коллегия не находит.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 14 декабря 2016 г. по делу N 2а-7579/2016 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Адамков С.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий С.А. Воробьёва
Судьи О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.