Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Воробьёвой С.А.
судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А-В.
при секретаре Кочетковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Крымской таможни к АганинВ.А. о взыскании денежных средств в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (таможенных платежей)
по апелляционной жалобе АганинВ.А. на решение Сакского районного суда Республики Крым от 15 декабря 2016 г., которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В., объяснения административного истца Аганина В.А., представителя административного ответчика Скоробогатовой А.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Крымская таможня обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Аганину В.А. о взыскании таможенных платежей в размере 854797,66 рублей и пени в размере 72871,50 рублей, а всего 927669,16 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 06 февраля 2015 года гражданин "данные изъяты" Аганин В.А. пересёк границу таможенной территории Таможенного союза на транспортном средстве - автомобиль марки "данные изъяты", 2003 года выпуска, номер кузова N, регистрационный номер N, оформил пассажирскую таможенную декларацию N от 06 февраля 2015 года. Срок временного ввоза указанного транспортного средства для личного пользования, с учетом его продления, был установлен до 05 февраля 2016 года. В указанный срок Аганин В.А. транспортное средство за пределы таможенной территории Таможенного союза не вывез. В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей Аганину В.А. было выставлено требование об уплате таможенных платежей N 55 от 19 июля 2016 г. на сумму 906000,04 рублей с указанием срока оплаты в течение 20 календарных дней со дня вручения (получения) требования согласно части 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации". В связи с неуплатой административным ответчиком в добровольном порядке начисленных таможенных платежей и пени, административный истец обратился в суд с настоящим иском о принудительном взыскании, а также об обращении взыскания на имущество Аганина В.А. (автомобиль марки "данные изъяты", 2003 года выпуска) в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 15 декабря 2016 г. заявленные Крымской таможней требования удовлетворены. Суд первой инстанции взыскал с Аганина В.А. в пользу Крымской таможни таможенные платежи в размере 854797,66 рублей и пеню в размере 72871,50 рублей, а всего 927669,16 рублей, обратив взыскание на имущество Аганина В.А.: автомобиль марки "данные изъяты", изъятый по протоколу изъятия и размещенный на площадке для хранения транспортных средств Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни, в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей и пени, а также взыскал с Аганина В.А. госпошлину в доход государства в размере 12477 рублей.
В апелляционной жалобе административного ответчика ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемое решение постановленопри несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Апеллянт считает, что в обоснование начисленных таможенных платежей и пени было положено постановление Армянского городского суда Республики Крым от 13 июля 2016 г. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако его вина во вменённом правонарушении не доказана.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем Крымской таможни ФИО1 представлены возражения о законности обжалуемого судебного решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Аганин В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.
Представитель Крымской таможни Скоробогатова А.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что гражданином "данные изъяты" Аганиным В.А. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство - автомобиль марки "данные изъяты", 2003 года выпуска, номер кузова N, регистрационный номер N, что подтверждается пассажирской таможенной декларацией N от 06 февраля 2015 г.
Срок временного ввоза указанного транспортного средства был установлен до 06 мая 2015 г. и в последующем продлён до 05 февраля 2016 г.
В установленный таможенным органом срок - до 05 февраля 2016 года Аганин В.А. транспортное средство - автомобиль марки "данные изъяты", 2003 года выпуска, номер кузова N регистрационный номер N, за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез.
12 июля 2016 г. должностными лицами таможенного органа был составлен акт N об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства - автомобиля марки "данные изъяты", 2003 года выпуска, номер кузова N, регистрационный номер N, перемещенного по пассажирской таможенной декларации N от 06 февраля 2015 г., согласно которому расчет подлежащих уплате таможенных платежей составил 854797,66 рублей.
25 июля 2016 г. административному ответчику было вручено требование об уплате таможенных платежей N 55 от 19 июля 2016 г., выставленное в связи с невывозом временно ввезённого на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортного средства - автомобиля марки "данные изъяты", 2003 года выпуска, номер кузова N, регистрационный номер N, до истечения установленного таможенным органом срока 05 февраля 2016 г., в нарушение п.2 статьи 358 ТК ТС. Сумма задолженности составила 906000,04 рублей, из которых 854797,66 рублей - таможенные платежи, 51202,38 рублей - пеня с 06 февраля 2016 г. по 19 июля 2016 г.
Требование об уплате таможенных платежей N 55 от 19 июля 2016 г. было обжаловано Аганиным В.А. в судебном порядке. Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 сентября 2016 г. по административному делу N было отказано в удовлетворении административного искового заявления Аганина В.А к Крымской таможне об отмене требований об уплате таможенных платежей. Указанное решение не обжаловано, вступило в законную силу 10 октября 2016 г.
Также из материалов дела следует, что постановлением судьи Армянского городского суда Республики Крым от 13 июля 2016 г., вступившим в законную силу 20 сентября 2016 г. согласно решению судьи Верховного Суда Республики Крым от 20 сентября 2016 г., Аганин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невывоз с таможенной территории Таможенного союза временно ввезённого транспортного средства в установленные сроки временного ввоза, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500,00 руб., без конфискации транспортного средства, являющегося предметом административного правонарушения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Аганиным В.А. (декларантом) в добровольном порядке не исполнено требование об уплате таможенных платежей N 55 от 19 июля 2016 года.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Транспортные средства для личного пользования, согласно ст. 11 Соглашения, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществляющими их ввоз.
До истечения срока временного ввоза транспортные средства, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, согласно п. 5 ст. 14 Соглашения, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, перемещаются (помимо иных оснований) прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезённых на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов, согласно пп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения, в отношении временно ввезённых транспортных средств, при их невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.
В соответствии с ч. 3 ст. 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.
В силу положений п. п. 2 и 3 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно п. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза, в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
По смыслу закона, данная обязанность не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу.
Правила, позволяющие прекратить действие режима временного ввоза с освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов в отношении товаров, ввезенных с условным освобождением от таможенных платежей, закреплены в ст. 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г., к которой Российская Федерация присоединилась 18 апреля 1996 г.
В соответствии с указанным Соглашением от 26 июня 1990 года в п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса установлены случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается.
Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов установлены статьей 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в соответствии с частью 3 которой до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Частью первой статьи 93 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведён выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Согласно пункту 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 Федерального закона N 311-ФЗ в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленный срок, таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей, которое представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Статьёй 179 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В силу ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 114 Федерального закона N 311-ФЗ, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов таможенного союза и названным законом возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Факт декларирования временно ввезённого лично административным ответчиком транспортного средства в личных целях в период пребывания на территории Российской Федерации, свидетельствует о наличии у него статуса декларанта. Поскольку срок временного ввоза транспортного средства административным ответчиком был нарушен, согласно п. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Каких-либо оснований для прекращения обязанности административного ответчика по уплате таможенных платежей, предусмотренных пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза, не установлено.
Сведений об уважительных причинах несвоевременного вывоза административным ответчиком с территории Таможенного союза временно ввезённого им транспортного средства в материалах дела не имеется.
Причитающиеся к уплате таможенные платежи, в связи с нахождением транспортного средства на таможенной территории ЕАЭС сверх установленного законодательством срока, административным ответчиком не оплачены. Расчет задолженности по таможенным платежам и пени административным ответчиком не оспаривался.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (ч.1 статьи 34 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Таким образом, удовлетворяя заявленные Крымской таможней требования, суд первой инстанции применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, содержат лишь субъективные суждения о переоценке доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 15 декабря 2016 г. по делу N 2а-4111/2016 - оставить без изменения, апелляционную жалобу АганинВ.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий С.А. Воробьёва
Судьи О.В. Хожаинова
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.