Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего С.А. Воробьёвой,
судей Н.А. Терентьевой, С.В. Яковлева,
при секретаре Ёна А.О.,
при участии ФИО1 и представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании незаконным решения, понуждении совершить определенные действия по апелляционной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10.11.2016 года по делу N 2а-5327/2016, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Выслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым С.В. Яковлева, пояснения ФИО1 и представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО5, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, уточнив требования которого просил признать незаконным Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым N 738 от 31.12.2015 года, которым было принято решение об отказе в установлении ему статуса "бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны"; возложить на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, признав за ним права на льготы бывших несовершеннолетних узников фашизма и обязать выдать соответствующее удостоверение о праве на льготы.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым 10.11.2016 года по делу N 2а-5327/2016 (судья Кононова Ю.С.) административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично, признан незаконным и отменен приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 30.12.2015 года N 738 в части отказа ФИО1 в установлении статуса "бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым возложена обязанность в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу установить ФИО1 статус "бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", выдать соответствующее удостоверение, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано, на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также ФИО1 об исполнении решения по административному делу.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных в исковом заявлении требований в полном объеме.
В судебном заседании, которое состоялось 03.04.2017 года, ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым настаивал на ее удовлетворении.
Выслушав судью-докладчика, пояснения ФИО1 и представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым ФИО5, исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 30.12.2015 года N 738 ФИО1 было отказано в установлении статуса "бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны". В качестве основания отказа указано отсутствие архивных документов, подтверждающих нахождение лица, в период Второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст.12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Меры социальной поддержки бывших несовершеннолетних узников фашизма установлены Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" (далее Указ N 1235).
Действие Указа N 1235 распространяется на граждан Российской Федерации, которые в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
В соответствии с п. 3 Указа N 1235 удостоверения бывшим несовершеннолетним узникам фашизма выдаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 года N 14 утверждено Положение "О Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым", в соответствии с п.п. 3.6 п. 3 которого Министерство в соответствии с возложенными задачами осуществляет полномочия в сфере оказания социальной поддержки пожилым гражданам, ветеранам войны, инвалидам, семьям с детьми, малообеспеченным группам населения и гражданам, пострадавшим в результате Чернобыльской и других техногенных катастроф, иным категориям населения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Крым, в том числе организацию работы по установлению статуса категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым; оформление и выдача удостоверений указанным категориям.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 22.12.2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный закон N 421-ФЗ) меры социальной поддержки, установленные ч. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предоставляются бывшим несовершеннолетним узникам концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания и мест принудительных работ в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, несовершеннолетним лицам, которые в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны были насильственно вывезены с территории Союза ССР на принудительные работы на территорию Германии или ее союзников, находившихся в состоянии войны с Союзом ССР, либо на территории оккупированных ими других государств, детям, которые в период Великой Отечественной войны и Второй мировой войны родились в местах принудительного содержания их родителей и отбывания родителями принудительных работ (далее - несовершеннолетние узники фашизма).
Ст. 2 Федерального закона N421-ФЗ установлено, что реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до21.02.2014 года. Для предоставления мер социальной поддержки замена удостоверений не требуется. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена осуществляется на основании обращения гражданина.
До 18 марта 2014 года на территории Республики Крым правовые, экономические и организационные меры государственной политики в отношении жертв нацистских преследований и направленные на их социальную защиту и сохранение памяти о них были определены в Законе Украины "О жертвах нацистских преследований" от 23.03.2000 года N 1584-III.
Ст. 4 указанного Закона было установлено, что лицами, которые относятся к числу жертв нацистских преследований, являются бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания и мест принудительных работ в годы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны.
Жертвам нацистских преследований выдаются соответствующие удостоверения вместо ранее выданного удостоверения ветерана войны. Образец удостоверения, порядок изготовления и выдачи удостоверений устанавливаются Кабинетом Министров Украины (ст. 5 Закона).
Порядок изготовления и выдачи удостоверений жертвам нацистских преследований был утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины N 1467 от 27 сентября 2000 года.
Пунктом 1 указанного Порядка было установлено, что удостоверение жертвы нацистских преследований является документом, подтверждающим статус жертвы нацистских преследований и ее право на получение соответствующих льгот в соответствии с Законом Украины "О жертвах нацистских преследований", другими актами законодательства.
В случае отсутствия у лица документов про факт нацистских преследований факт и период пребывания в местах принудительного содержания устанавливается в судебном порядке (п. 4 Порядка).
По результатам изучения материалов дела судебной коллегией установлено, что 14.12.2005 года Управлением труда и социальной защиты г. Ялта ФИО1 было выдано удостоверение жертвы нацистских преследований взамен ранее выданного удостоверения ветерана войны (л.д. 6,7).
Таким образом, в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, у ФИО1 был документ, выданный официальным органом Украины, подтверждающий наличие у него статуса "Жертва нацистских преследований" и соответственно право на получение льгот, связанных с наличием такого статуса.
Как указано выше, приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 30.12.2015 года N 738 ФИО1 было отказано в установлении статуса "бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".
Из обжалуемого приказа, следует, что ФИО1 было отказано в установлении статуса в связи с непредставлением им документов, перечень которых установлен Порядком оформления, выдачи и учета удостоверений о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.09.2013 года N 445н, а также из-за отсутствия архивных документов, подтверждающих нахождение лица, в период Второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.09.2013 года N 445н утвержден Порядок оформления, выдачи и учета удостоверений о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее Порядок N 445), которым урегулирована процедура выдачи лицу удостоверения при установлении ему статуса бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей.
При этом, материалы дела свидетельствуют о том, что у ФИО1 по состоянию на 18.03.2014 года уже имелся документ, выданный официальным органом Украины, подтверждающий наличие у него соответствующего статуса.
Порядок замены удостоверений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года N 1532 "Об утверждении Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации" (далее - Правила).
В п. 4 Правил указан перечень документов, необходимых для осуществления замены правоподтверждающего документа, в том числе документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов".
В соответствии с п. 3 Порядка N 445 для выдачи удостоверения, к заявлению бывшего несовершеннолетнего узника фашизма должны быть приложены документы военного времени, подтверждающие факт нахождения бывшего несовершеннолетнего узника фашизма в период Второй мировой войны в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы, либо справки и другие документы архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 20 от 07.07.1999 года утверждены Разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
В соответствии с пунктом 2 указанных Разъяснений, к "другим местам принудительного содержания" могут относиться:
а) тюрьмы, лагеря (трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие);
б) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах;
в) другие места, специально созданные фашистами и их союзниками в период второй мировой войны с целью принудительного содержания в них людей, аналогичные по тяжести условий содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах.
В соответствии с п. 3 указанного разъяснения Минтруда России к "другим местам принудительного содержания" не относятся места нахождения несовершеннолетних граждан, эвакуированных или выселенных немецкими властями из мест постоянного проживания в места временного проживания (нахождения) на оккупированные территории бывшего СССР.
Удостоверение бывшего несовершеннолетнего узника фашизма выдаётся на основании любых документов военного времени, подтверждающих факт нахождения в период второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, а также справок и других документов архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения. Учитывая, что такие документы имеют юридическое значение и служат основанием для установления гражданам статуса бывших несовершеннолетних узников фашизма, то они выдаются только полномочными на то органами: архивными учреждениями органов МВД России, Минобороны России, ФСБ России, воинскими частями, Российским обществом Красного Креста, Международной службой розыска, музеями, в том числе созданными в местах расположения бывших немецких концлагерей.
Кроме того, подтверждающими документами могут служить выписки из книг движения воспитанников детских домов, справки, выданные немецкими властями, например, пропуска на те или иные немецкие предприятия с принудительным использованием труда бывших советских граждан и другие.
При невозможности получения вышеперечисленных документов факт нахождения граждан в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, может быть установлен на основании показаний свидетелей в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам изучения материалов дела установлено, что ФИО1 для подтверждения факта нахождения в период второй мировой войны в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым было представлено вступившее в законную силу решение Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 24.04.2002 года, которым установлен факт пребывания первого в несовершеннолетнем возрасте в местах принудительного содержания, созданных фашистами во время Второй мировой войны на территории станции Курбатово Нижнедевицкого района Воронежской области в период июля 1942 года.
В материалах дела имеется копия решения Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 24.04.2002 года, согласно которому установлено, что ФИО1, 1936 года рождения проживал в июле 1942 года в г. Воронеже. В июле 1942 по распоряжению немецкого командования жители правобережной части г. Воронежа были насильственно угнаны в немецкий тыл в это же время фашистские оккупанты на станции Курбатово Нижнедевицкого района Воронежской области организовали пересыльный лагерь, огороженный колючей проволокой, где содержались несколько суток мирные жители перед их отправкой в немецкий тыл. Списками узников архив не располагает. ФИО1 проживал в этот период по ул. Сакко-Ванцетти, 17, на Правобережной части Воронежской области и был угнан в лагерь вместе с другими местными жителями.
Судьей первой инстанции при изучении указанных выше документов обоснованно сделан вывод о том, что решением Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 24.04.2002 года был установлен факт нахождения ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте в пересыльном лагере в Воронежской области в июле 1942 года, который относится к категории "другие места принудительного содержания", в соответствии с п.п. "а" п. 2 Разъяснений, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 года N 20.
Согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (часть 1 статьи 264); суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265); решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию (статья 268).
Исходя из того что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, а неисполнение судебного постановления, равно как и иное проявление неуважения к суду, влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 2 и 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), вступившее в законную силу судебное решение об установлении факта нахождения ФИО1 в несовершеннолетнем возрасте в пересыльном лагере в Воронежской области в июле 1942 года, который относится к категории "другие места принудительного содержания", является достаточным и безусловным основанием для установления ему статуса "бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны".
По смыслу статьи 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 10, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательное решение в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа; преодоление судебного решения путем принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определенные этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией Российской Федерации судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону; проверка законности и обоснованности судебных актов осуществляется лишь в специальных, установленных процессуальным законом процедурах - посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций; иная - не судебная - процедура ревизии судебных актов принципиально недопустима, поскольку означала бы возможность - вопреки обусловленным природой правосудия и установленным процессуальным законом формам пересмотра судебных решений и проверки их правосудности исключительно вышестоящими судебными инстанциями - замещения актов органов правосудия административными актами, что является безусловным отступлением от необходимых гарантий самостоятельности, полноты и исключительности судебной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 5-П).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации, гражданского процессуального законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации вытекает обязательность вступившего в законную силу судебного решения, которым признан тот или иной юридический факт.
Доводы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым о необходимости повторного установления ФИО1 факта его нахождения в концлагере, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, в соответствии с нормами Гражданского процессуального кодекса не основаны на законе и противоречат положениям Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше становится очевидным, что Министерство труда и социальной защиты Республики Крым при принятии Приказа N 738 от 31.12.2015 года не имело права делать иные выводы по факту, имеющему юридическое значение, который уже установлен вступившим в законную силу решением суда.
В силу изложенного судебная коллегия соглашается с утверждениями суда первой инстанции о том, что Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым N 738 от 31.12.2015 года является незаконным и подлежит отмене.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 в части требований о восстановлении нарушенного права путем признания его права на льготы бывших несовершеннолетних узников фашизма, поскольку данное право производно от установления статуса, и возложением на ответчика обязанности установить данный статус нарушенное право истца восстановлено в полном объеме.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, исследовав материалы дела, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что существуют основания для частичного удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
Изучив материалы дела, содержание апелляционной жалобы, судебной коллегия установлено отсутствие доказательств ошибочности выводов суда первой инстанции при оценке обстоятельств дела, вследствие чего не существуют основания для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 308- 311, 317, 318 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым 10.11.2016 года по делу N 2а-5327/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу Министерству труда и социальной защиты Республики Крым без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.А. Воробьёва
Судьи подпись Н.А. Терентьева
подпись С.В. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.