ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
03 апреля 2017 г. г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Зарбаевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФГУП "Почта России" на постановление Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 01 марта 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Почта России",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 01 марта 2017г. ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности за совершением административного правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
ФГУП "Почта России" обратилось с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава правонарушения. Обосновывая жалобу, ФГУП "Почта России" указывает на отсутствие установленной действующим законодательством обязанности по организации места (площадки) для сбора отходов при консервации и ликвидации предприятий. Суд не учел, что при проверке были нарушены положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Не была проведена документарная внеплановая проверка, о чем свидетельствует отсутствие распоряжения или приказа руководителя государственного органа о проведении проверки, отсутствие акта проверки, нарушение сроков проверки. Виновное лицо в совершении правонарушения было установлено - Ф.., с которым ФГУП "Почта России" заключило договор.
В суде вышестоящей инстанции представитель ФГУП "Почта России" Мантурова И.Г. поддержала доводы жалобы.
Представитель Бурприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения Мантуровой И.Г., суд не находит оснований для отмены постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.51 данного Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 ч.2 ст.51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, Республиканской службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (далее - Бурприроднадзор) при рейдовом осмотре было выявлено размещение на территории Иволгинского района РБ отходов производства и потребления, расположенных 4 насыпями на естественном рельефе местности (грунте) площадью 18,28 кв.м., 89,81 кв.м., 15,82 кв.м., 2,00 кв.м. с общим объемом отходов около 120 кв.м.
В результате проведенного административного расследования Бурприроднадзором составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Почта России".
При проведении административного расследования было установлено, что ФГУП "Почта России" в нарушение пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-Ф3 "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N89-ФЗ) организовало работы по разборке и сносу здания отделения почтовой связи N " ... " и подготовке строительного участка по ул. " ... " без предварительно предусмотренных мест (площадок) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами, и иными требованиями в области обращения с отходами. В нарушение пункта 7 статьи 12 Федерального закона N89-ФЗ это привело к незаконному размещению в 100 метрах юго-западнее ДНТ " ... " Иволгинского района РБ отходов 4 и 5 класса опасности, образованных при разборе и сносе здания ОПС N23.
Данные фактические обстоятельства по существу представителем ФГУП "Почта России" при рассмотрении дела не оспаривались.
Изучив собранные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
При этом суд обоснованно не принял во внимание представленный ФГУП "Почта России" договор на оказание услуг от 29.11.2016г., заключенный с Ф., поскольку в результате сноса здания, как следует из протокола об административном правонарушении, образовались отходы IV и V класса опасности, а у данного лица отсутствует необходимая в соответствии со ст.9 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) лицензия на право сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Кроме того, ФГУП "Почта России", как собственник объекта, обязано было контролировать производство работ по разборке и сносу здания " ... " и подготовке строительного участка, не допуская размещение отходов в неустановленных местах.
Ссылки заявителя жалобы на то, что из редакции ст.10 Закона об отходах производства и потребления исключено указание о необходимости соблюдения санитарных и экологических норм при ликвидации зданий и строений, во внимание быть приняты не могут, поскольку отсутствие таких требований в указанной норме не свидетельствует о допустимости размещения отходов, образовавшихся после разбора здания почты, относящимся к IV и V классу опасности вне специально отведенных для этого мест с учетом требований Федерального закона "Об охране окружающей среды", устанавливающих, что отходы производства и потребления подлежат хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Также подлежат отклонению доводы жалобы о необходимости применения положений Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку положения указанного закона не применяются при проведении административного расследовании.
Согласно ч.1 Федерального закона N294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора, правосудия и проведении административного расследования; при расследовании причинения вреда окружающей среде (пункты 3, 5 ст.3 Федерального закона N294-ФЗ).
В целом доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, выводов суда не опровергают.
Вывод суда о наличии в действиях ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Административное наказание назначено ФГУП "Почта России" в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах вышестоящий суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 01 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Почта России" оставить без изменения, жалобу ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.