Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Захарова Е.И., судейколлегии Дампиловой Ц.В., Вагановой Е.С.,
при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО "город Улан-Удэ", Правительству Республики Бурятия об обязании принять меры по организации деятельности по сбору твердых бытовых отходов, по апелляционным жалобам представителей Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, Администрации г.Улан-удэ, Правительств Республики Бурятия на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 13 декабря 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:
- расположенного между туннелем по ул.Туннельная и кладбищем с.Таежный, на территории площадью 10000 кв.м. объемом 50 куб.м., координаты 51,8101179 107,696911;
- расположенного между ул.Туннельная (в районе железнодорожного переезда) и 140 кварталом г.Улан-Удэ, объемом 50 кв.м., координаты 51,805416 107,674981;
- земельного участка площадью 300-350 кв.м. в 40-50 метрах в юго-восточном направлении от дома N 29 ул.Шумяцкого г.Улан-Удэ на территории потребительского гаражного кооператива N 248 объемом 35 куб.м., кадастровый номер 03:24:031908:5.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Улан-Удэ" в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов со следующих земельных участков:
- расположенного между туннелем по ул.Туннельная и кладбищем с.Таежный, на территории площадью 10000 кв.м. объемом 50 куб.м., координаты 51,8101179 107,696911;
- расположенного между ул.Туннельная (в районе железнодорожного переезда) и 140 кварталом г.Улан-Удэ, объемом 50 кв.м., координаты 51,805416 107,674981;
- земельного участка площадью 300-350 кв.м. в 40-50 метрах в юго-восточном направлении от дома N 29 ул.Шумяцкого г.Улан-Удэ на территории потребительского гаражного кооператива N 248 объемом 35 куб.м., кадастровый номер 03:24:031908:5.в.м.ый, на теорритории площадью 10 000 хранный
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя Администрации г.Улан-Удэ Нимаевой А.Ц., представителя Правительства РБ Ульихина В.С., прокурора Болдоевой Э.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к Администрации МО "город Улан-Удэ", Правительству Республики Бурятия об обязании принять меры по организации деятельности по сбору твердых бытовых отходов.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки выявлено захламление твердыми коммунальными отходами земельного участка расположенного между туннелем по ул.Туннельная и кладбищем с.Таежный, на территории площадью 10000 кв.м. объемом 50 куб.м., координаты 51,8101179 107,696911, земельного участка, расположенного между ул.Туннельная (в районе железнодорожного переезда) и 140 кварталом г.Улан-Удэ, объемом 50 кв.м., координаты 51,805416 107,674981, земельного участка площадью 300-350 кв.м. в 40-50 метрах в юго-восточном направлении от дома N 29 ул.Шумяцкого г.Улан-Удэ на территории потребительского гаражного кооператива N 248 объемом 35 куб.м., кадастровый номер 03:24:031908:5.в.м.ый, на теорритории площадью 10 000 хранный
В суде первой инстанции прокурор Алиев Р.С.-О., представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Санжиева Е.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Администрации МО "город Улан-Удэ" Нимаева А.Ц. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъекта РФ в области обращения с отходами относятся, в т.ч. разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. в твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнение федеральных программ в области обращения с отходами. Мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок должны быть включены в региональную программу в области обращения с отходами, которая должна быть разработана субъектом РФ.
Представитель Правительства РБ Ульихин В.С., представители Министерства природных ресурсов РБ Андреев А.И., Трофимова С.М. с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком. Очистка территорий городского округа от отходов тесно связана с благоустройством территории городского округа, которая относится к вопросам местного значения городского округа в силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Указанная свалка результат длительного невыполнения Администрацией г.Улан-Удэ возложенных на нее обязанностей. Организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов осуществляется Правительством РБ в пределах всей Республики Бурятия и не предполагает полномочий по непосредственному сбору отходов в местах конкретных несанкционированных свалок, образованных в границах территорий муниципальных образований.
Представитель Управления Росприроднадзор по РБ не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе И.о. министра природных ресурсов РБ Лбов А.В. просит решение отменить, указывая, что Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" имеет переходный период. Требования истца противоречат законодательству. Считает, что до наделения юридического лица статусом регионального оператора обязанность по сбору твердых коммунальных отходов лежит на органах местного самоуправления. Судом не дана оценка приобщенных Министерством фототаблицы и акта осмотра свалок.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Улан-Удэ Нимаева А.Ц. просит решение отменить, в удовлетворении иска к Администрации г.Улан-Удэ отказать, указывая, что мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок должны быть включены в региональную программу в области обращения с отходами, которая должна быть разработана субъектом РФ.
В апелляционной жалобе представитель Правительства РБ Ульихин В.С. просит решение отменить, отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству РБ, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного решения.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства РБ Ульихин В.С. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Нимаева А.Ц. доводы своей апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор Болдоева Э.В. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представители Министерства природных ресурсов РБ в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ранее, доводы апелляционной жалобы поддерживали.
Представители Управления Роспотребнадзора по РБ, Управления Росприроднадзора по РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.8 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.13 ФЗ от 24.06.1998 г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее ФЗ-89) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.
В соответствии со ст.6 ФЗ-89 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относит организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 8 ФЗ-89 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с ч.1 ст.24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п.4 ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с пунктами 12, 25 ст.5 Устава ГО "Город Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 г. N624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления принимает участие в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, собственность на земельные участки, на которых находятся несанкционированные свалки, не разграничена.
Из материалов дела следует, что на территории г.Улан-Удэ, на указанных в иске земельных участках расположены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов.
Собственность земельных участков, на которых находятся несанкционированные свалки, не разграничена.
Поскольку законодателем определен круг полномочий как Правительства Республики Бурятия, так и органа местного самоуправления в области обращения с отходами, то суд обоснованно удовлетворил иск.
При этом, учитывая, что предусмотренные Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (п.3 ст.7) и Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (п.3 ст.8) полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обращения с отходами не освобождают органы местного самоуправления от выполнения регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории городского округа от бытовых и промышленных отходов, предусматривают участие органов местного самоуправления в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Улан-Удэ не имеется, в связи с чем доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.
Доводы жалоб представителя Министерства природных ресурсов РБ, Правительства РБ о том, что Федеральным законом от 29.12.2014 N458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" установлен переходный период, связанный с внедрением механизма деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчиков от исполнения своих обязанностей, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 г N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Довод жалобы о том, что на земельном участке имеется строительный мусор, останки животных, автомобильные покрышки основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований не являются, так как из представленных фотографий следует, что указанные отходы составляют лишь незначительную часть несанкционированной свалки.
Иные доводы апелляционных жалоб выводы суда не опровергают и основаниями для отмены правильного по существу решения не являются.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционных жалоб, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 13 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий: Е.И. Захаров
Судьи коллегии: Ц.В. Дампилова
Е.С. Ваганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.