Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей коллегии Базарова В.Н., Холонгуевой О.Р.,
при секретаре Черепановой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Намсараевой ГС, действующей в интересах Ц., к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Аюшеевой Д.Н на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 января 2017 года, которым постановлено:
обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Ц. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, с учетом права на дополнительную площадь, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав пояснения Намсараевой Г.С., её адвоката Тубденовой О.А., представителей третьих лиц Шулунова Б.Ф., Туктаровой Е.П., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
обращаясь в суд, Намсараева Г.С., действующая в интересах Ц.., просилаобязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить последней вне очереди жилое помещение по договору социального найма, с учетом права на дополнительную площадь.
Иск мотивирован тем, что Ц. является " ... ", ей установлена " ... " группа инвалидности по " ... ", которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
С ... Ц ... состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний", а также по категории "малоимущие".
До настоящего времени Ц. проживающая у опекуна в доме по адресу: " ... ", в котором также проживают еще 7 человек, жильем не обеспечена.
Опекун Намсараева Г.С. полагает, что Ц. должна быть обеспечена жилым помещением с учетом права на дополнительную площадь.
В ходе судебного разбирательства в качестве третьих лиц были привлечены Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и Минфин Республики Бурятия.
В судебном заседании законный представитель Намсараева Г.С., представитель по ордеру Тубденова О.А. иск в интересах Ц. поддержали.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Шаракшанэ А.В. с иском не согласилась. Пояснила, что Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку предоставление жилья во внеочередном порядке лицам, страдающим хроническими заболеваниями ( " ... "), относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предоставление дополнительной жилой площади является правом, а не обязанностью, согласно ч. 2 ст. 58 ЖК РФ.
Представитель третьего лица - Министерства финансов России в лице УФК России по Республике Бурятия - Шулунов Б.Ф. пояснил, что осуществление полномочий по обеспечению жильем истца является полномочием Республики Бурятия.
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - Занданов Д.Б. просил в иске отказать, поддержав доводы представителей Администрации г. Улан-Удэ и Министерства финансов России.
Представитель Министерства финансов Республики Бурятия в суд не явился.
Районный суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Аюшеева Д.Н., ссылаясь на ранее изложенные по делу доводы, просит решение отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
От представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании истец Намсараева Г.С., адвокат Тубденова О.А. с жалобой не согласились.
Представитель Министерства финансов России в лице УФК России по Республике Бурятия Шулунов Б.Ф. и представитель Министерства социальной защиты населения РБ Туктарова Е.П. полагали, что решение вынесено законно и обоснованно.
Представитель третьего лица - Министерства финансовРеспублики Бурятия - в суд апелляционной инстанции не явился.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав названных лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Ц. ... года рождения, является инвалидом " ... ", ей бессрочно установлена " ... " группа инвалидности.
Последняястрадает заболеванием ( " ... "), входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. N 378, что документально подтверждено.
Решением суда от ... Ц. признана " ... ", и приказом министра социальной защиты населения Республики Бурятия от ... за N ... над ней установлена опека. Опекуном назначена Намсараева Г.С.
С ... Ц ... состоит в Администрации Советского района г.Улан-Удэ на учете нуждающихся в жилых помещениях по категории "малоимущие", с составом семьи - один человек.
С ... Ц ... принята Администрацией Советского района г.Улан-Удэ на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно".
При рассмотрении настоящего дела районный суд пришел к выводу о том, что Ц ... имеет право на обеспечение вне очереди жильем, отвечающим установленным нормам, с учетом права на дополнительную площадь, в границах муниципального образования г. Улан-Удэ.
Указанный вывод коллегия находит верным, соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В части 3 названной статьи Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к каковым относятся и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства России от 16 июня 2006 года N 378.
Заболевание, которым страдает Ц.., признанная малоимущим гражданином, подпадает под названный перечень. Поэтому суд обоснованно признал, что Ц. проживающая с другими родственниками в самовольно возведенном доме, поставленная на соответствующий учет, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В абз.2 ст.5 Закона Бурятии "О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия" от 10.11.2010г. N 1734-IV сказано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда ( п.п. 3 и 5 ст. 14 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляются на основании решений органов местного самоуправления.
В силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ст.5 Устава городского округа "город Улан-Удэ", к вопросам местного значения относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших в очередь после 01.01.2005г., и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм жилищного законодательства.
А в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Администрацию г. Улан-Удэ.
Доводы о том, что обязанность по предоставлению Ц. жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации - Республике Бурятия, несостоятельны, не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Ни Закон Бурятии от 07.07.2006г. N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", ни иные правовые акты, определения Конституционного Суда России, которые упоминаются в отзыве на иск, не содержат норм, определяющих обязанность Республики Бурятия по предоставлению жилья инвалидам.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 12 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.