Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Бурятмебель" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
31 января 2017 года ОАО "Бурятмебель" обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: " ... " с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., по состоянию на 18.12.2013г. равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства РБ N618 от 28.11.2011г. и составляет " ... " руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке N " ... ", составленным " ... ", подтвержденной положительным экспертным заключением.
В судебном заседании представитель ОАО "Бурятмебель" Лобыкин С.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, указав, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости истец обратился в Комиссию в 2016г., в котором результаты определения кадастровой стоимости применялись для целей налогообложения.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Булытова И.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, указав, что оценщиком некорректно подобран объект-аналог в п. " ... ".
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений РБ Симонова О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что производство по делу подлежит прекращению в связи с пропуском установленного ч.3 ст.245 КАС РФ срока для обращения в суд.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ, заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ не явились в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РБ Лубсанова О.Д., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" Михайлов Д.П., действующий на основании доверенности, полагал, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в связи с нарушение срока обращения в суд.
Судом на основании п.4 ст.247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ОАО "Бурятмебель" является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., категория земель - " ... ", разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, расположенного по адресу: " ... ".
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 22.06.2011г. 18.12.2013г. органом кадастрового учета вынесено решение об учете изменений вида разрешенного использования земельного участка - под многоквартирные жилые дома, в связи с чем кадастровая стоимость была определена на указанную дату в размере " ... " руб.
Указанная кадастровая стоимость является архивной, поскольку Постановлением Правительства Республики Бурятия N2 от 13.01.2016г. были утверждены результаты новой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, по состоянию на 01.01.2015г. кадастровая стоимость составляет " ... " руб.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав ОАО "Бурятмебель" ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что истец 29.12.2016г. обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по РБ, однако его заявление по существу рассмотрено не было, о чем был дан ответ 30.12.2016г.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Как разъяснено в п.14 указанного постановления, в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.6 ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, поскольку ОАО "Бурятмебель" является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... ", установленная судом кадастровая стоимость (архивная) имеет правовое значение для целей налогообложения.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно ст.24.15 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей (ч.2).
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения (ч.3).
Таким образом, в указанных случаях определение кадастровой стоимости производится в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, с применением утвержденного среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель (п.2.1.), на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (п.2.6.).
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка в соответствии со ст.24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности" датой определения кадастровой стоимости является дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости - 18.12.2013г.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из представленного административным истцом отчета об оценке N " ... ", проведенной " ... "", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " по состоянию на 18 декабря 2013г. составляет " ... " руб.
Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.
Оценщик Лубсанов Т.Р. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом НП СОО " ... "", его ответственность застрахована в " ... "".
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.
Выводы, изложенные в отчете, подтверждены положительным экспертным заключением N " ... " от 28.12.2016г. НП " ... "
В письменных пояснениях, а также при допросе в качестве свидетеля эксперт НП " ... " Б. указал, что в Отчете N " ... " от 19.12.2016 г. оценщик применил метод сравнения продаж (метод корректировок). Данный метод применяется для оценки земельных участков, как занятых зданиями, строениями и (или) сооружениями, так и земельных участков, не занятых зданиями, строениями и (или) сооружениями. В соответствии с разделом VI "Анализ наиболее эффективного использования", п.20 ФСО N7 рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесений этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования. Согласно кадастровому паспорту вид разрешенного использования данного земельного участка "под многоквартирные жилые дома", однако Объект оценки на дату оценки фактически использовался под производственно-складское назначение, в с чем оценщиком был проанализирован рынок земельных участков под производственно-складскую застройку (ВРИ-9). При выборе объектов-аналогов в Отчете Оценщик в анализе сравнивал объекты предложений земельных участков по количественным и качественным характеристикам. В итоге при ограниченном рынке продаж земельных участков выбор объектов-аналогов затруднителен по всем элементам сравнения, поэтому Оценщик выявил наиболее схожие земельные участки по виду разрешенного использования. В соответствии с п.22д ФСО N7 при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается па принципе вклада этого элемента в стоимость объекта. Кроме того, оценщик учел, что по кадастровому паспорту оцениваемый земельный участок состоит из шести составных частей (земельных участков) площадью соответственно, " ... " кв.м., " ... " кв.м., " ... " кв.м., " ... " кв.м., " ... " кв.м., " ... " кв.м., поэтому в соответствии с п.8 Главы 4 ФСО N7 каждый из них оценивался отдельно, после чего данные значения суммировались, образуя рыночную стоимость земельного участка, общей площадью " ... " кв.м. Оценка проводилась в условиях неактивного рыка, в связи с чем был взят аналог в п. " ... ", подходящий по виду разрешенного использования, с корректировкой на местоположение.
Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в соответствии со ст.62 КАС РФ лицами, участвующими в деле, не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы с целью установления иной стоимости земельного участка ответчиками, заинтересованными лицами заявлены в ходе рассмотрения дела не были.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что указанная в отчете оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Доводы представителей Министерства имущественных и земельных отношений по РБ, ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ о пропуске срока на обращение не могут быть приняты во внимание.
Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз.5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
Согласно п.6 ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 18.12.2013г., в Комиссию истец обратился в 2016г., следовательно, на момент обращения в суд 5 лет с момента внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр не истекли, а результаты рассмотрения дела (изменения кадастровой стоимости) будут иметь для истца значение для целей налогообложения в 2016г. с учетом положений ст.378.2, ст.391, 403 Налогового кодекса РФ.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... ", указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 18 декабря 2013 года " ... " руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОАО "Бурятмебель" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 18 декабря 2013г., равной " ... " рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 03 апреля 2017 г.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.