Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Васильевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО "Бурятавтосервис" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
31.01.2017г. ЗАО "Бурятавтосервис" обратилось с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., равной его рыночной стоимости в размере " ... " руб. по состоянию на 01.01.2015г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость установлена Постановлением Правительства РБ N2 от 13.01.2016г. и составляет " ... " руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке N " ... ", составленным " ... ", подтвержденной положительным экспертным заключением.
В судебном заседании представитель ЗАО "Бурятавтосервис" Лобыкин С.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.Улан-Удэ Булытова И.В., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений РБ Симонова О.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, указав, что у объектов-аналогов отличается вид разрешенного использования, поскольку оцениваемый участок относится к 5 виду разрешенного использования (ВРИ), а объекты-аналоги к ВРИ N9.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ Михайлов Д.П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований, указав, что стороне административного истца необходимо доказать, что на земельном участке отсутствуют объекты торговли.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ не явились в судебное заседание, о времени и месте которого были извещены надлежащим образом.
Судом на основании п.4 ст.247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что ЗАО "Бурятавтосервис" является собственником земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м., категория земель - " ... ", разрешенное использование: " ... ", расположенного по адресу: " ... ".
Постановлением Правительства Республики Бурятия N2 от 13 января 2016г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом кадастровой справки, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Бурятия, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " установлена в соответствии с указанным нормативно-правовым актом в размере " ... " руб. по состоянию на 01 января 2015г.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав ЗАО "Бурятавтосервис" ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
При этом досудебная процедура урегулирования спора была соблюдена: суду представлены сведения о том, что 07.09.2016г. истец обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решением которой от 29.09.2016г. заявление было отклонено.
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.п. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 24 18 Закона обоценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия N 2 от 13 января 2016г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" по состоянию на 01.01.2015 года, в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определяется на указанную дату.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из представленного административным истцом отчета об оценке N " ... ", проведенной " ... "", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... " по состоянию на 01 января 2015г. составляет " ... " руб.
Оценивая отчет об оценке по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством.
Оценщик Л. соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам, имеет экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, является членом НП " ... " его ответственность застрахована в " ... "
При проведении оценки оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими. Отчет кроме того был проверен экспертом саморегулируемой организации оценщиков, о чем представлено положительное экспертное заключение от 01.09.2016г.
В ходе рассмотрения дела допрошенный в качестве свидетеля эксперт " ... " Б., подготовивший положительное экспертное заключение на отчет пояснил, что при оценке объекта оценщиком было учтено фактическое использование оцениваемого объекта, что соответствует п.20 ФСО N7 от 25.09.2014г. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования. Заказчик предоставил документы, из которых следовало, что объект оценки имеет назначение: для размещения зданий торгового назначения. Оценщик произвел визуальный осмотр, в результате которого установил, что объект оценки по фактическому использованию относится к производственно-складскому назначению (ВРИ N9). В связи с этим оценщик произвел анализ земельных участков производственно-складского назначения, и в дальнейшем отобрал объекты-аналоги, наиболее схожие с объектом оценки, рассчитав рыночную стоимость с соответствующими корректировками на различия. Экспертом также был осуществлен выезд на объект оценки, нарушений по определению вида разрешенного использования не выявлено. На объекте оценки расположены производственно-складские объекты. Торговые объекты (павильоны) расположены на смежном земельном участке.
Указанные выводы были подтверждены также проведенным в ходе рассмотрения дела 29.03.2017г. осмотром земельного участка, являвшегося предметом оценки, о чем суду был представлен акт, подписанный в том числе представителем Администрации г.Улан-Удэ Булытовой И.В., экспертом Б.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что отчет об оценке N " ... " которым определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015г., является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка с кадастровым номером " ... " указанной в отчете об оценке, которая составляет по состоянию на 01 января 2015г. " ... " руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ЗАО "Бурятавтосервис" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м., расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015г., равной " ... " рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 05 апреля 2017г.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.