Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу директора ООО "Ориент Интерпрайс" Кима Д.Д. на решение судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 16 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Ориент Интерпрайс",
установила:
постановлением государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО "Ориент Интерпрайс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 16 января 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора ООО "Ориент Интерпрайс" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Ким Д.Д. подал жалобу в Приморский краевой суд, в которой просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица - Меленчук В.В., представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Ивченко Е.В., прихожу к следующему выводу.
В целях формирования экологической культуры частью 1 статьи 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10 января 2002 года предусмотрено, что руководители организаций, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Частью 1 статьи 67 указанного Федерального закона установлено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (статья 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, при осуществлении хозяйственной деятельности в ООО "Ориент Интерпрайс" образуются и временно накапливаются отходы I - IV классов опасности. В нарушение требований статьей 11, 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предприятием не в полном объеме проведена инвентаризация отходов производства и потребления (в проекте инвентаризации отходов производства и потребления не учтены отработанные аккумуляторы, лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, черные металлы, отработанные масла, автомобильные покрышки), не разработаны паспорта опасных отходов I - IV классов.
В ходе проверки, в нарушение требований статей 67, 73 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, не представлены документы, подтверждающие назначение лица, ответственного за охрану окружающей среды, осуществление производственного контроля, а также документ о прохождении руководителем предприятия подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Указанные нарушения выявлены должностным лицом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края в ходе выездной плановой проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт N.
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Департамента составлен протокол об административном правонарушении N действия юридического лица квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Ориент Интерпрайс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа.
Отклоняя жалобу законного представителя юридического лица, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей обследования территории, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия (бездействие) ООО "Ориент Интерпрайс" образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт устранения нарушений до окончания проверки не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку в силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили конкретные выявленные в ходе проведения проверки нарушения, их последующее устранение, влияет на вид и размер административного наказания.
Вопреки доводам жалобы дело рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
В части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, статьей 8.2 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе, в том числе государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (часть 2).
В соответствии с Положением о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, утвержденным постановлением Администрации Приморского края от 29 ноября 2012 года N368-па, Департамент осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в пределах предоставленных полномочий.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, постановление по настоящему делу вынесено государственным инспектором Приморского края в области охраны окружающей среды Ивченко Е.В.
Учитывая, что местом совершения административного правонарушения является "адрес", дело в соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно рассмотрено должностным лицом административного органа - Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края ( "адрес"), осуществляющего юрисдикцию на всей территории Приморского края.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, должностным лицом административного органа и судьей районного суда не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебного решения и оспариваемого постановления административного органа в части назначенного обществу наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 N 515-ФЗ, принятого в целях применения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, и, приняв во внимание, что ООО "Ориент Интерпарйс" ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, отягчающих обстоятельств административным органом не установлено, тяжких последствий не наступило, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное ООО "Ориент Интерпарйс" административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Надеждинского районного суда Приморского края от 16 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем снижения назначенного ООО "Ориент Интерпарйс" наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решила:
постановление государственного инспектора Приморского края в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Надеждинского районного суда от 16 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Ориент Интерпарйс" изменить: назначенное административное наказание в виде штрафа снизить со 100 000 рублей до 50 000 рублей.
В остальной части указанное постановление о привлечении к административной ответственности и судебное решение по делу оставить без изменения.
Судья Судницына С.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.