Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Розановой М.А., Завальной Т.Ю.
при секретаре Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Роскальчук Т. В. к администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 8 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителя ответчика Финогеновой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Истец обратилась в суд с названным иском, указав, что с 1997 года проживает в "адрес". В 2013 году между Роскальчук Т.В. и администрацией г. Владивостока заключен договор социального найма на указанное жилое помещение. Распоряжением администрации г. Владивостока от 26.06.2013 N-р утверждено заключение межведомственной комиссии от 17.06.2013 N о признании "адрес" аварийным и подлежащим сносу. Указанным распоряжением Управлению по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока поручено предоставить благоустроенные жилые помещения по договору социального найма гражданам, зарегистрированным в указанном доме. Но до настоящего времени семье Роскальчук Т.В. жилое помещение не предоставлено. Просила обязать администрацию г. Владивостока предоставить Роскальчук Т.В. благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 11,3 кв.м, в черте г. Владивостока, отвечающее санитарным и техническим требованиям со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта.
В судебном заседании Роскальчук Т.В. уточнила заявленные требования. Просила суд обязать администрацию г. Владивостока предоставить Роскальчук Т.В. на состав семьи из четырех человек: Роскальчук Т.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4, жилое помещение в виде квартиры на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 11,3 кв.м, соответствующей санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства, находящейся в черте г. Владивостока.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом принято решение, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено обязать администрацию г. Владивостока предоставить Роскальчук Т. В. на состав семьи из четырех человек: Роскальчук Т. В., ФИО2, ФИО3, ФИО4, жилое помещение в виде квартиры на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 11,3 кв.м, соответствующей санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства, находящейся в черте г. Владивостока.
С указанным решением ответчик не согласился, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктами 1 и 2 ст. 85 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Судом установлено, что на основании постановления администрации г. Владивостока от 24.08.2011 N между Управлением по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока и Роскальчук Т.В. 20.06.2013 г. был заключен договор социального найма жилого помещения N, на основании которого последней было передано изолированное жилое помещение в бессрочное владение и пользование, состоящее из 1 комнаты в отдельной квартире, общей площадью 11,3 кв.м по адресу: "адрес". Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется ФИО2 - дочь, ФИО3 - внук, ФИО4 - внучка.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной главой администрации г. Владивостока, N от 17.06.2013 г., "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанное заключение утверждено распоряжением N от 26.06.2013 г..
Управлению по учету и распределению жилой площади администрации г. Владивостока поручено предоставить благоустроенные жилые помещение по договорам социального найма жилого помещения гражданам, зарегистрированным по месту жительства в многоквартирном доме "адрес", в установленном действующим законодательством РФ порядке.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истец является лицом, имеющим право на предоставление ей на условиях социального найма отдельного жилого помещения, при этом данное право не зависит от признания ее малоимущей и постановки на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку для нее данное право реализуется вне очереди.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает иного порядка обеспечения граждан, чьи жилые помещения признаны аварийными и подлежащими сносу, жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, истец в органы местного самоуправления с заявлением о признании ее малоимущей не обращалась, решение о принятии ее на учет нуждающихся в жилье малоимущих граждан, не принималось.
Поскольку Роскальчук Т.В. в установленном законом порядке малоимущей не признана, то вывод суда первой инстанции о наличии оснований для обеспечения ее во внеочередном порядке жилым помещением является ошибочным.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 8 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Роскальчук Т. В. к администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.