Президиум Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Хижинского А.А.,
членов президиума Бусарова С.А., Дорохова А.П., Кучинской Е.В., Нужденко Т.П., Троеглазова А.С., Украинской Т.И.,
при секретаре Волгиной Т.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании материал по административному иску Дробышевской Н.П. к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент) об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
по кассационной жалобе Дробышевской Н.П. на определение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 декабря 2016 года, которыми отказано в принятии административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л., президиум
установил:
Дробышевская Н.П. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, содержащегося в письме N 20/37556 от 31 октября 2016 года, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", и возложении обязанности на департамент подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Определением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2016 года в принятии административного искового заявления Дробышевской Н.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 декабря 2016 года определение судьи оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дробышевская Н.П. просит отменить состоявшиеся судебные определения как принятые с существенным нарушением норм процессуального права.
По результатам изучения кассационной жалобы судьей Приморского краевого суда Хребтовой Н.Л. 31 января 2017 года материал был истребован в Приморский краевой суд и определением от 24 марта 2017 года кассационная жалоба с материалом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Приморского краевого суда.
Дробышевская Н.П. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Извещение по данным сайта "Почта России" вручено 29 марта 2017 года. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила. Президиум, руководствуясь статьей 326 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче материала на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит судебные определения подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущены такого характера существенные нарушения норм процессуального права.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья первой инстанции пришел к выводу о том, что имеется спор о праве, подлежащий рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства по правилам исключительной подсудности, поскольку затронуты права заявителя на предоставление земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с определением судьи, указал, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка для получения в аренду, предполагает в последующем выставление такого участка на аукцион. Формирование земельного участка с целью выставления на торги не относится к публичной деятельности органа государственной власти, в связи с чем такие действия не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы судебных инстанций являются ошибочными.
Как усматривается из административного искового заявления, оспариваемый Дробышевской Н.П. отказ департамента в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженный в письме N 20/37556 от 31 октября 2016 года, выдан органом исполнительной власти, который реализует возложенные на него публичные функции.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам указанного Кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению закона и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Понятие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, порядок ее подготовки и утверждения установлены статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 13 указанной статьи схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Следовательно, требования административного истца об утверждении схемы вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. В данном случае уполномоченный орган исполнительной власти, ответ которого оспаривается, реализует административные, публично-властные полномочия по исполнению и применению закона в отношении заявителя.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия органа государственной власти по формированию земельного участка в дальнейшем повлекут проведение аукциона, является преждевременным, поскольку Дробышевская Н.П. оспаривает отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, напрямую не связанный с подготовкой и проведением торгов.
В силу пункта 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Учитывая, что требования заявителя не носят характер гражданско-правового спора, разрешаемого в исковом производстве, судебные определения подлежат отмене с направлением материала в суд первой инстанции на рассмотрение со стадии принятия административного искового заявления к производству.
Руководствуясь ст. 329 КАС РФ, президиум
постановил:
определение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 23 ноября 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 15 декабря 2016 года отменить.
Административный исковой материал направить в суд первой инстанции на рассмотрение со стадии принятия к производству.
Председательствующий А.А. Хижинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.