Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Бугаевой Е.М.,
при секретаре Шишкиной А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области к Железному В.Е. о взыскании задолженности по налогам и пени, по апелляционной жалобе Железного В.Е. на решение Волжского районного суда города Саратова от 10 января 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения Железного В.Е., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области Сметаниной И.А., возражавшей против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Железному В.Е. о взыскании транспортного налога за 2014 год в размере 32 260 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 2 851 рубль 65 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что в 2014 году налогоплательщик являлся владельцем транспортных средств: Мазда-3, мощностью 104 л.с., государственный регистрационный знак "данные изъяты"; Мерседес 190, 90 л.с., государственный регистрационный знак "данные изъяты"; МАЗ-5440А5-370-031, мощностью 328 л.с., государственный регистрационный знак "данные изъяты" и плательщиком транспортного налога. После направления налогового уведомления и требования об уплате налоговых платежей, недоимка по транспортному налогу за 2014 год административным ответчиком не оплачена. В связи с неоплатой в установленные сроки транспортного налога начислены пени.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 10 января 2017 года с Железного В.Е. в пользу Межрайонной ИФНС взысканы задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 32 260 рублей, пени в размере 2 851 рубль 65 копеек, а также государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 1 253 рубля 35 копеек.
Не согласившись с постановленным судебным актом, Железный В.Е. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Указывает, что транспортное средство МАЗ-5440А5-370-031, мощностью 328 л.с., государственный регистрационный знак "данные изъяты" с 2013 года находилось в пользовании лизинговой компании "УРАЛ-СИБ", ввиду расторжения договора и изъятия у него указанного транспортного средства. Ссылается, что паспорт транспортного средства находился в лизинговой компании, в связи с чем он не мог снять автомобиль с регистрационного учета.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС просит оставить решение районного суда без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)), судебная коллегия приходит к следующему.
Как определено статьей 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года N 109-ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога" (далее - Закон N 109-ЗСО), которым определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Статьей 2 Закона N 109-ЗСО закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.
Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу положений пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ определено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае перечисления налога в более поздний срок по сравнению с предусмотренным.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества в порядке, установленном статьями 46, 47, 48 НК РФ (пункт 6 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что в 2014 году за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства: Мазда-3, мощностью 104 л.с., государственный регистрационный знак "данные изъяты"; Мерседес 190, 90 л.с., государственный регистрационный знак "данные изъяты"; МАЗ-5440А5-370-031, мощностью 328 л.с., государственный регистрационный знак "данные изъяты".
Согласно налоговому уведомлению N 823402 от 22 апреля 2015 года Железному В.Е. за 2014 год рассчитан транспортный налог в размере 32 260 рублей со сроком уплаты до 01 октября 2015 года.
В связи с неуплатой налога по данному уведомлению в срок, установленный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование N 3472 со сроком исполнения до 20 октября 2015 года, а также требование N 34744 по состоянию на 09 октября 2015 года со сроком исполнения до 14 декабря 2015 года.
Направление как налогового уведомления, так и требований подтверждается списками внутренних почтовых заказных отправлений, имеющимися в материалах дела.
Определением мирового судьи судебного участка N 3 Волжского района города Саратова от 29 июня 2016 года, в связи с поступившим заявлением налогоплательщика, отменен судебный приказ от 17 июня 2016 года о взыскании с Железного В.Е. задолженности по транспортному налогу за 2014 год.
С исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в районный суд 08 декабря 2016 года, что свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ.
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок взыскания налога и пени, имущество, являющееся объектом налогообложения, в спорный период принадлежало Железному В.Е., судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования инспекции и взыскал с налогоплательщика задолженность по налоговым платежам.
Правильность расчета подлежащей взысканию суммы налоговых платежей судом первой инстанции проверена, сомнений не вызывает.
Довод апелляционной жалобы Железного В.Е. о том, что у него отсутствует обязанность по уплате налога на транспортное средство МАЗ-5440А5-370-031, в связи с тем, что с 2013 года оно принадлежит лизинговой компании "УРАЛ-СИБ", не может быть признан обоснованным в силу следующего.
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
По данным, представленным административным истцом, владельцем вышеназванного автомобиля в налоговом периоде 2014 года являлся Железный В.Е.
Факт изъятия транспортного средства и расторжения договора, в отсутствие данных о снятии его с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.
Доказательств обращения налогоплательщика в органы регистрации транспортных средств с заявлением о снятии спорного автомобиля с учета Железным В.Е. не представлено.
В остальном доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 10 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Железного В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.