Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" МВВ на решение судьи Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 15 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 15 декабря 2016 года администрация муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением судьи, защитник администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" МВВ обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Тыва, указав, что согласно п. 48 Методических рекомендаций по организации деятельности подразделений ГИБДД МВД РФ по техническому надзору, утверждённому МВД РФ 19 декабря 2012 года, предписание выдается за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения или его заместителя с указанием сроков устранения выявленных недостатков. В соответствии с п. 4.1.5 ГОСТ Р 50597-93 замену или восстановление поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в течение 3 суток после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
В судебное заседание защитник администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" МВВ не явился, извещён надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно пункту 8 части 2, части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
На основании части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, 7 октября 2016 года и.о. начальника ОГИБДД МВД РФ "Дзун-Хемчикский" САО составлен акт выявленных недостатков объектов улично-дорожной сети с. Суг-Аксы с участием представителей прокуратуры и администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" ДОБ и МАК, установлены следующие нарушения: 1) справа ** в районе домов N, N, N **, слева ** в районе N, N, N **, на искусственных неровностях имеются дорожные знаки особых предписаний 5.20 "Искусственная неровность". Отсутствуют предупреждающие дорожные знаки - 1.17 "Искусственная неровность", в нарушение требований п.п. 4.1 ГОСТа 50597-93, п.п. 5.2.19 ГОСТа Р 52289-2004; 2) справа ** в районе МБДОУ " **" **, слева ** в районе МБДОУ " **" **, дорожные знаки 1.23 "Дети", с запрещающими знаками 3.24 "Ограничение максимальной скорости" установлены с нарушением требований п. 4.1 ГОСТа 50597-93, п. 5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004; 3) справа ** в районе МОУ СОШ и ДЮСШ **, слева ** в районе МОУ СОШ и ДЮСШ **, дорожные знаки 1.23 "Дети", с запрещающими знаками 3.24 "Ограничение максимальной скорости" установлены с нарушением требований п. 4.1 ГОСТа 50597-93, п. 5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004.
Администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" в лице председателя администрации ОДБ выдано предписание на основании выявленных 7 октября 2016 года в ходе повседневной проверки нарушений содержания автомобильных дорог, а именно на ** в районе МОУ СОШ и ДЮСШ ** установить дорожные знаки 1.23 "Дети", 3.24 "Ограничение максимальной скорости - 20" в соответствии с требованиями п. 4.1 ГОСТа Р 50597-93, п. 5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004, срок исполнения предписания - 10 суток.
Предписание поступило в адрес администрации 10 октября 2016 года, что подтверждается соответствующей отметкой на нём (л.д. 7).
В протоколе об административном правонарушении от 9 ноября 2016 года, составленном инспектором ДПС группы ДПС ОГИБДД МО МВД РФ "Дзун-Хемчикский" МАО указано, что 28 октября 2016 года установлено невыполнение администрацией муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" в установленный срок предписания должностного лица об устранении выявленных нарушений на ** в районе МОУ СОШ и ДЮСШ по установке дорожного знака 1.23 "Дети", 3.24 "Ограничение максимальной скорости -20" в соответствии с требованиями п. 4.1 ГОСТа Р 50597-93, п. 5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004, что влечёт ответственность по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Вместе с тем состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Предписание должно быть вынесено лицу, на которое возложена обязанность по соблюдению соответствующего требования законодательства, предписание должно быть законным.
Исходя из положений части 3 статьи 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Приказом МВД России от 30.03.2015 года N 380 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Как указано в пункте 9.7 Административного регламента, сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 33.6 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя и надзор за дорожным движением.
В пункте 81 Административного регламента указано, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствования организации дорожного движения.
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог, в том числе наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения (пункты 82, 83 Административного регламента).
На основании пункта 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт (приложение N 4 к настоящему Административному регламенту).
В сноске к приложению N 4 Административного регламента указано, что владелец (представитель владельца) дороги участвует в обследовании с учётом положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно пункту 73 Административного регламента в случае выявления нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается предписание и принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
В предписании указываются:
наименование органа, составившего предписание;
место составления предписания;
дата составления предписания;
наименование и местонахождение, а также сведения о государственной регистрации объекта проверки, которому адресовано предписание;
ссылка на акт проверки, по результатам рассмотрения которого принято решение о вынесении предписания;
состав нарушений со ссылками на нормативные правовые акты, требования которых были нарушены;
меры по устранению нарушений;
срок устранения нарушений (в соответствии с нормативными правовыми актами, а в случае отсутствия установленного срока устранения нарушений - не позднее одного месяца);
способы извещения подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном и районном уровнях об устранении нарушений;
фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность главного государственного инспектора безопасности дорожного движения, выдавшего предписание.
Сотрудник, уполномоченный на проведение проверки, а в случае если проверка носит комиссионный характер - председатель комиссии по проверке, представляет проект предписания на рассмотрение руководителю подразделения Госавтоинспекции на федеральном, региональном или районном уровне, являющегося по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения.
При рассмотрении дела судьёй не был истребован приказ о назначении на должность и.о. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения МО МВД РФ "Дзун-Хемчикский" САО, то есть не были проверены полномочия должностного лица, выдавшего предписание.
На запрос судьи Верховного Суда Республики Тыва МО МВД РФ "Дзун-Хнмчикский" от 29 марта 2017 года о предоставлении копии приказа о назначении САО и.о. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения МО МВД РФ "Дзун-Хемчикский" был отправлен только по факсу приказ о назначении САО государственным инспектором безопасности дорожного движения.
В выданном предписании отсутствует дата его составления, место составления, сведения о местонахождении, а также сведения о государственной регистрации объекта проверки, которому адресовано предписание.
В соответствии с пунктом 17.4 Административного регламента по результатам исполнения государственной функции принимается решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту).
Как следует из акта выявленных недостатков объектов улично-дорожной сети ** от 7 октября 2016 года, в ходе одной проверки выявлено три нарушения, между тем, в нарушение статьи 17.4 Административного регламента вместо одного выдано 3 предписания (по каждому из нарушений), составлено три протокола об административных правонарушениях по ч.1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" (NN N, N, N), 15 декабря 2016 года судьёй Сут-Хольского районного суда Республики Тыва вынесено три постановления о назначении административного наказания администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва", то есть искусственно создано три правонарушения.
Кроме того, в акте выявленных недостатков объектов улично-дорожной сети ** от 7 октября 2016 года указано на нарушение п.4.1 ГОСТа Р 50597-93, п.5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004 года и в выданном предписании администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" предписывается установить дорожные знаки 1.23 "Дети", 3.24 "Ограничение максимальной скорости-20" в соответствии с требованиями п.4.1 ГОСТа Р 50597-93 и п.5.1.8 ГОСТа Р 52289-2004, в то время как в соответствии решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года N 159 указанные ГОСТы применялись до 1 сентября 2016 года.
При таких обстоятельствах выданное администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" предписание нельзя признать законным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку выданное администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" предписание является незаконным, то, следовательно, в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с чем постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
постановление судьи Сут-Хольского районного суда Республики Тыва от 15 декабря 2016 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального района "Сут-Хольский кожуун Республики Тыва" прекратить.
Судья С.А. Железнякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.