Верховный Суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В.,
при секретаре Монгуш А.А.,
с участием представителя административного истца Байдала-Цукановой К.В., представителя административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва Саая А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чигдена Е.Д. к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Чигден Е.Д. обратился с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва (далее - Управление Росреестра по Республике Тыва) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указывая на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью ** кв.м., находящегося по адресу: ** (далее - земельный участок). По результатам проведённой государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка составила **. Согласно отчёту N от 06.07.2016 года, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 марта 2013 года составляет ** рублей. Считает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 марта 2013 года в размере ** рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Байдала- Цуканова К.В. иск поддержала.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Республике Тыва Саая А.С. в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения поданного иска, исходя из заключения экспертизы о рыночной стоимости земельного участка.
В судебное заседание административный истец Чигден Е.Д., представитель административного ответчика - Правительства Республики Тыва, представители заинтересованных лиц - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва, Мэрии г.Кызыла не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов административного дела следует, что административный истец Чигден Е.Д. на основании договора купли-продажи от 10 апреля 2013 года N, заключенного между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и Чигденом Е.Д., является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населённых пунктов с разрешенным использованием: для размещения туристическо-оздоровительного комплекса, общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N, выданным Управлением Росреестра по Республике Тыва 14 мая 2013 года.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьёй 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса.
Результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка затрагивают права и обязанности Чигдена Е.Д., поскольку земельный налог исчисляется ему исходя из кадастровой стоимости земельного участка, поэтому административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
На основании пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная норма содержится в абзаце одиннадцатом статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва 14 июня 2016 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, находящегося по адресу: **, составляет ** рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка административного истца определена на основании акта об утверждении кадастровой стоимости от 01 марта 2013 года N19.
Абзацем четвёртым статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем вторым статьи 24.15 указанного Федерального закона при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указаны: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец Чигден Е.Д. в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка представил отчёт ООО "Независимая экспертиза" об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 6 июля 2016 года N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности административному истцу, по состоянию на 1 марта 2013 года составляет ** рублей.
Статьёй 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена экспертиза отчёта экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчёта, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
По результатам экспертизы отчёта от 6 июля 2016 года N, проведённой Экспертным Советом некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Сибирь", отчёт признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чём составлено экспертное заключение от 17 января 2017 года N.
В ходе рассмотрения дела судом было удовлетворено ходатайство представителя административного истца Ситниковой Е.А. о назначении судебной экспертизы кадастровой стоимости земельного участка.
Определением Верховного Суда Республики Тыва от 23 января 2017 года назначена судебная экспертиза кадастровой стоимости земельного участка, проведение которой поручено ООО "Центр независимых судебных экспертиз".
Из заключения экспертов ООО "Центр независимых экспертиз" от 02 марта 2017 года N следует, что отчёт ООО "Независимая экспертиза" от 06 июля 2016 года N соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость земельного участка по адресу: **, с общей площадью ** кв.м с кадастровым номером N по состоянию на 1 марта 2013 года составляет ** рублей.
Согласно части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьёй 84 настоящего Кодекса.
В силу частей 1, 2 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" сказано, что, исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В статье 3 Закона об оценочной деятельности указано, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отображаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Отчёт ООО "Независимая экспертиза" от 6 июля 2016 года N, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, на 1 марта 2013 года составляет ** рублей, а также заключение ООО "Центр независимых судебных экспертиз" N суд принимает в качестве допустимых доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельного участка, поскольку они соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, поскольку в них произведён анализ рынка земельных участков, иных внешних факторов, не относящихся к объекту оценки, но влияющих на его стоимость, собрана и проанализирована информация, необходимая для проведения оценки земельного участка, составлено описание объекта оценки, указана информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности его площади, вида разрешённого использования; другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, влияющие на его стоимость, подробно описан процесс оценки земельного участка в части применения подходов к оценке, приведены расчёты, обосновано применение сравнительного подхода.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется высшее образование и специальное дополнительное образование, стаж экспертной работы; само заключение экспертизы содержит подробное описание проведённого исследования, приведены обоснования выводов экспертизы.
В связи с чем суд приходит к выводу, что указанная в заключении ООО "Центр независимых судебных экспертиз" N 01-02/03 от 02.03.2017 года итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, определённая на 01 марта 2013 года, является достоверной.
Доказательств, опровергающих установленную заключением экспертов рыночную стоимость земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Чигдена Е.Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости обоснованно и подлежит удовлетворению, кадастровая стоимость земельного участка, находящегося по адресу: **, подлежит установлению равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2013 года в размере ** рублей.
Согласно абзацу 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Датой обращения административного истца с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в суд является 29 ноября 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чигдена Е.Д. к Правительству Республики Тыва, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности Чигдену Е.Д., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения туристическо - оздоровительного комплекса, общей площадью ** кв.м., находящегося по адресу: ** равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 марта 2013 года в размере ** рублей.
Датой подачи заявления Чигдена Е.Д. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости считать 29 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 24 марта 2017 года.
Судья Т.В.Кунгаа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.