Заместитель председателя Верховного Суда Республики Тыва Чикашова М.Н., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. на определение мирового судьи судебного участка N 4 г. Кызыла Республики Тыва от 27 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Частного образовательного учреждения автошкола "Добрый путь",
УСТАНОВИЛ:
определением мирового судьи судебного участка N 4 г. Кызыла Республики Тыва от 27 декабря 2016 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенный в отношении юридического лица - Частного образовательного учреждения автошкола "Добрый путь" возвращен в связи с неполнотой представленных доказательств.
Не согласившись с указанным определением, первый заместитель прокурора Республики Тыва Санчай М.И. принес протест в Верховный Суд Республики Тыва в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ, в котором содержится просьба об отмене определения ввиду его незаконности и необоснованности, направлении материалов дела на новое рассмотрение для рассмотрения по существу.
Изучение истребованных материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста прокурора позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Содержание предписания административного органа предполагает указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Предписание административного органа должно быть исполнимым.
В соответствии с п.п. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Согласно п.п. 5 п. 5, п. 6 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основанием для вынесения предупреждения некоммерческой организации, в том числе руководителю филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, является выявление нарушений законодательства Российской Федерации или совершение действий, противоречащих заявленным или предусмотренным в учредительных документах целям и задачам.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва от 11 августа 2016 года N "О проведении плановой документарной проверки Частного образовательного учреждения автошколы "Добрый путь" (далее - Учреждение) в отношении юридического лица была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия его деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации с 24 августа по 20 сентября 2016 года.
По итогам проверки установлено нарушение учреждением действующего законодательства Российской Федерации и собственного Устава, что послужило основанием для вынесения в отношении Учреждения письменного предупреждения от 20 сентября 2016 года N, повторного письменного предупреждения от 25 октября 2016 года N с направлением их по юридическому адресу Учреждения: **
Повторным письменным предупреждением от 25 октября 2016 года на Учреждение возложена обязанность по устранению нарушений законодательства в срок не позднее 30 ноября 2016 года.
Однако в установленный срок выявленные нарушения Учреждением устранены не были, в связи с чем 01 декабря 2016 года специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Тыва О. в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 части 2 и абз. вторым и третьим ч.3 ст. 28.3 КоАП РФ специалисты уполномочены в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.26, 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч.1 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7, 19.7.5-2, 19.26 и ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
23 декабря 2016 года указанный протокол об административном правонарушении поступил на рассмотрение мировому судье судебного участка N 4 г. Кызыла Республики Тыва.
Возвращая указанный протокол об административном правонарушении, мировой судья в определении указал, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства, а не предупреждения.
Выводы мирового судьи о том, что ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ не предусматривает ответственность за невыполнение предупреждения несостоятельны, поскольку Федеральный закон N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации вынесение письменного предупреждения в отношении некоммерческой организации, за его несвоевременное выполнение предусмотрена ответственность ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 78 Приказа Министерства юстиции России от 30.12.2011 N 456 (ред. от 31.05.2016) "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации" (далее - Административный регламент) по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации одной из принимаемых мер является вынесение предупреждения (внесение представления).
Согласно п. 82 Административного регламента предупреждении (представлении) указываются: дата вынесения предупреждения (представления); наименование и место нахождения некоммерческой организации, которой адресовано предупреждение (представление); содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации и (или) конкретных действий, противоречащих уставным целям); срок устранения нарушения (не может составлять менее одного месяца, в отношении политических партий - не менее двух месяцев); порядок информирования центрального аппарата (территориального органа) об устранении нарушений.
Таким образом, предупреждения, вынесенные в адрес Учреждения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Тыва, обладают всеми признаками предписания административного органа.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку административное правонарушение, совершенное Учреждением считалось оконченным 01.12.2016 года, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек 01.02.2017 года.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу определение (постановление) по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса.
При таких обстоятельствах, определение мирового судьи судебного участка N 4 г. Кызыла Республики Тыва от 27 декабря 2016 года о возвращении протокола в отношении юридического лица - Частного образовательного учреждения автошкола "Добрый путь" подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение мирового судебного участка N 4 г. Кызыла Республики Тыва от 27 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Частного образовательного учреждения автошкола "Добрый путь" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Тыва М.Н. Чикашова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.