Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.
судей коллегии Семейкиной С.А. и Мочаловой Н.В.
при секретаре Перепелкиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 февраля 2017 года, которым постановлено:
Признать решение призывной комиссии по г. Салехарду и Приуральскому району N от 26.12.2016 года в отношении Бородина Е.А. незаконным.
Обязать призывную комиссию по г. Салехарду и Приуральскому району устранить допущенные нарушения путем принятия решения в отношении Бородина Е.А. о зачислении в запас в порядке, установленном Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В удовлетворении требований административного иска о признании незаконным отказа военного комиссариата по г. Салехарду и Приуральскому району в выдаче Бородину Е.А. военного билета, отказать.
При принятии решения призывной комиссии в отношении Бородина Е.А. о зачислении в запас обязать военный комиссариат по г. Салехарду и Приуральскому району выдать ему военный билет.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мосиявич С.И., пояснения представителей сторон Скобелина В.В. и Андрущак О.В., судебная коллегия
установила:
Бородин Е.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии г. Салехарда и Приуральского района от 26 декабря 2016 года, которым он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований с зачислением в запас.Требования мотивировал тем, что состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Салехард и Приуральского района, имеет приписное свидетельство. С 2006 по 2011 годы проходил обучение в Тюменском государственном университете, на период обучения предоставлялась отсрочка от призыва в армию, при которой каких-либо комиссий не требовалось. С 2011 по 2014 годы обучался в аспирантуре, в период которого, ему также предоставлялась отсрочка без прохождения комиссий. 1 декабря 2014 года в военкомат предоставил справку, в соответствии с которой имел право на отсрочку от призыва в армию сроком на один год в связи с защитой диссертации по полученной профессии. С 2013 по 2016 годы место жительства не менял, проживал в г. Салехарде, до достижения возраста исключающего призыв, в военкомат его никто не приглашал, повестки о вызове не получал, от призыва на военную службу не уклонялся. Полагал, что указанное решение принято в нарушение Закона о воинской обязанности и военной службе и ущемляет его права и законные интересы.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия по г. Салехард и Приуральскому району.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца с участием его представителя - Новосельцева Е.В., поддержавшего требования иска.
Представитель административных ответчиков Андрущак О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, ссылаясь на правомерность оспариваемого решения. Указал, что призывной комиссией решение о предоставлении отсрочки на основании предоставленной справки по защите диссертации не принималось, поскольку призывник не прошёл медкомиссию. Призывник фактически уклонился от призыва, за что ему было вынесено предупреждение. Фактически истец проживал и работал в г. Тюмени, где на воинский учет не встал. В связи с невозможностью вручения повестки по месту жительства в ОМВД направлялись запросы по установлению местонахождения истца, по результатам которого было установлено, что истец в г. Салехарде не проживает. Оснований для не прохождения военной службы в 2014-2015 годах у призывника не имелось.
Судом принято решение, резолютивная часть которого указана выше.
В апелляционной жалобе военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа, ссылаясь на доводы, изложенные его представителем в ходе судебного разбирательства, ставит вопрос об отмене решения суда. Указал, что после предоставления справки об окончании обучения в аспирантуре с представлением кандидатской диссертации к защите на сентябрь 2015 года, истец не предоставил вниманию призывной комиссии каких-либо подтверждений того, что он готовится к защите диссертации, для решения вопроса о предоставлении ему отсрочки. Истец не предупредил о перемене места жительства, о месте работы, не зарегистрировался по месту пребывания. Поскольку сроки призыва граждан проживающих в районах Крайнего Севера осуществляются с 1 ноября по 31 декабря, следовательно, у истца оснований для не прохождения военной службы в период с 01.11.2014 по 31.12.2015гг. не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец находит решение суда законным и обоснованным, ссылаясь на то, что в период призывной компании в 2015 году повестки о вызове в военкомат он лично либо через родственников или по месту работы не получал, документов подтверждающих надлежащее извещение ответчиком не представлено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федеральный закон N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федеральный закон N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Исходя из содержания пунктов 42, 44 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27.03.1998 N 814 (далее Положения), срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в течение которых аспирант обязан полностью выполнить индивидуальный план, сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине, завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.
По смыслу приведенных правовых норм аспиранты очной формы обучения имеют право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в аспирантуре один раз, в том числе на период обучения и на период защиты диссертации.
После завершения обучения в аспирантуре (издания приказа об отчислении) соискателю не требуется вновь получать отсрочку - она сохраняется за ним.
Для сохранения отсрочки аспирант должен окончить аспирантуру, то есть завершить обучение в установленный срок или досрочно выполнить нормативно установленные обязанности и не быть отчисленным из аспирантуры по иным основаниям.
Сведения об окончании аспирантуры должны содержать указания на то, что диссертант представил диссертацию к защите (или защита состоялась до издания приказа об отчислении из аспирантуры), то есть выполнил обязанности, предусмотренные пунктом 44 названного выше Положения.
Как следует из материалов административного дела и личного дела призывника 23 января 2006 года Бородин Е.А. признан годным к военной службе, поставлен на воинский учет военным комиссариатом Центрального АО г. Тюмени.
9 октября 2007 года Бородину Е.А. на основании пп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до июля 2011 года.
14 ноября 2011 года Бородину Е.А. вновь предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.п. "б" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53-ФЗ до 31 октября 2014 года.
16 мая 2013 года Бородин Е.А. поставлен на воинский учет военного комиссариата г. Салехарда, а 30 мая 2013 года снят с воинского учета в отделе ВКТО по Калининскому району АО г. Тюмени.
Согласно выписке из приказа по ФГБОУ "Тюменский государственный университет" от 20.11.2014 Бородин Е.А. с 1 ноября 2014 года закончил аспирантуру с представлением диссертации к защите (л.д.43).
26 ноября 2014 года ФГБОУ "Тюменский государственный университет" в военный комиссариат по г. Салехарду и Приуральскому району направлена справка, согласно которой Бородин Е.А. 31 октября 2014 года окончил обучение в очной аспирантуре с представлением кандидатской диссертации к защите. Защита диссертации планируется на сентябрь 2015 года.
С 16 января 2013 года Бородин Е.А. был принят на работу в ГКУ ЯНАО "Научный центр изучения Арктики" на должность младшего научного сотрудника сектора политической географии отдела регионоведения. Зарегистрирован по месту пребывания г. Салехард, ул. Арктическая, д.10, кв.51 в период с 27.09.2013 года по 27.09.2014 года и с 21.12.2016 года по 20.06.2017 года.
В соответствии с абзацем первым пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 414-ФЗ) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением призывной комиссии по г. Салехарду и Приуральскому району от 26 декабря 2016 года Бородин Е.А. был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, что подтверждается выпиской из протокола N 9/У от 26.12.2016 (л.д.59).
Названные в законе основания при зачислении в запас Бородина Е.А. были применены в оспариваемом решении призывной комиссии.
Удовлетворяя заявленные требования административного истца и, признавая решение призывной комиссии о зачислении его в запас и признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, незаконным, суд первой инстанции исходил из положений ст.ст. 4, 28 и 31 Федерального закона N 53-ФЗ. При этом суд пришел к выводу, что Бородин Е.А. в период призывной компании 2015 года не был надлежащим образом оповещен о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Коллегия соглашается с указанным выводом суда, в силу следующего.
Статья 31 Федерального закона N 53-ФЗ устанавливает основные обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу.
В перечень этих обязанностей входит явка в военные комиссариаты по соответствующей повестке в указанное в них место и время.
Гражданин должен исполнять свои обязанности, связанные с призывом на военную службу и установленные комментируемым Законом, на основе своего личного и добровольного участия.
Между тем, явку гражданина в военный комиссариат обеспечивают военный комиссариаты. Для достижения указанной цели военные комиссариаты еще на стадии организации подготовки мероприятий по призыву граждан на военную службу составляют и направляют повестки гражданам с указанием времени, даты и места явки; обеспечивают вручение указанных повесток под личную роспись гражданина.
При этом, передача повестки лично призывнику является обязательным условием, его надлежащего уведомления о предстоящем призыве на военную службу.
Как с достоверностью установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела - личное дело призывника, Бородин Е.А. в период призывной компании не извещался каким либо образом, с фиксацией его оповещения о необходимости явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Повестка, которая бы направлялась по месту жительства призывника, вообще в его личном деле отсутствует. Довод стороны административного ответчика о том, что административный истец сменил место жительства, также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергается материалами дела, в частности сведениями, поступившими от работодателя Бородина А.Е.
Абзац второй части второй статьи 31 Федерального закона N 53-ФЗ предусматривает порядок действий в случаях, когда отсутствует возможность вручения вручить повестки гражданам, подлежащим призыву на военную службу. В случае невозможности по каким-либо причинам вручить призывнику повестку о явке его в военный комиссариат соответствующие обязанности возлагаются на органы внутренних дел. При этом должностные лица военного комиссариат направляют в указанные органы письменные сообщения.
В случаях, когда указанные органы не имеют возможности обеспечить явку в военный комиссариат гражданина, уклоняющегося от призыва на военную службу, они обязаны направить в военные комиссариаты все соответствующие документы о результатах проведенного розыска, которые в последующем военными комиссарами приобщаются к личным делам призывников.
Как верно указано в обжалуемом решении, личное дело призывника не содержит никаких сведений из ОМВД России по г. Салехарду.
Не решался в отношении Бородина Е.А. и вопрос о привлечении к ответственности, которая установлена частью 4 ст. 31 Федерального закона N 53-ФЗ в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу и уклоняющихся от выполнения своих обязанностей, предусмотренных комментируемым Законом.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ судебная коллегия
определила:
Решение Салехардского городского суда от 8 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий С.И. Мосиявич
Судьи: /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.