Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ЯНАО Б. на решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 14 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении N509/2016 от 24 ноября 2016 года, вынесенным начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по ЯНАО, старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Б. АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" (далее Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Пуровского районного суда от 14 февраля 2017 года указанное постановление отменено, производство прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
С решением не согласен государственный инспектор Росприроднадзора ЯНАО Б. в жалобе, поданной в суд ЯНАО, просил его отменить, постановление о назначении административного наказания оставить без изменения. В обоснование жалобы указал, что Обществу вменяется нарушение, выразившееся в передаче отходов сторонней организации, без какого либо контроля их дальнейшего обращения. Обществом нарушена утвержденная технология обращения с отходами бурения, образовавшимися при строительстве 64 скважин. Выявленное нарушение не может быть признано малозначительным, поскольку только от одной скважины образуется 3 227 тонн отходов, нарушение утвержденной технологии обращения с отходами от 64 скважин свидетельствует о масштабном правонарушении.
В возражениях на жалобу представитель АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" указал, что мероприятия по переработке (утилизации) отходов бурения, произведенные Обществом, прямо предусмотрены проектом нормативов, утвержденным административным органом, нарушений качества переработки буровых отходов выявлено не было, все буровые отходы вывезены с территории объектов добычи нефти и газа. Требования законодательства были соблюдены. Передача Обществом на переработку буровых отходов, которые оно имело право захоронить в соответствии с первоначально разработанной проектной документацией, обусловлена минимизацией негативного воздействия на окружающую природную среду.
Государственный инспектор Б. и АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" надлежаще извещались судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Положениями ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов
Положениями ч. 2 ст. 36 указанного ФЗ (в ранее действовавшей редакции) предусмотрено, что запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из таких работ и проектов планируемых мероприятий по охране окружающей среды при проектировании строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Постановлением по делу об административном правонарушении установлено, что отходы бурения, образовавшиеся при строительстве скважин NN 1-09-03, 1-04-02, 1-04-03, 1-06-02, 1-10-03, 1-10-04, 1-10-05, 1-06-03, 1-06-04, 1-04-04, 1-04-05, 1-08-02, 1-04-06, 1-04-07, 1-08-03, вывезены за пределы Ново-Уренгойского лицензионного участка для переработки с получением продукта ТУ 5717-001-48855219-2004 "Изолирующий материал ИМ-1". Переработку осуществляло ООО "Нижневартовская экологическая компания".
Отходы, образовавшиеся при строительстве скважин NN 1-24-05, 1-24-04, 1-24-03, 1-24-02, 1-24-01, 1-14-03, 1-14-02, 1-14-01, 1-10-02, 1-10-01, 1-09-04, 1-06-01, 1-04-01, 1-02-07, 1-02-06, 1-02-05, 1-02-04, 1-02-03, 1-02-02, 1-02-01 Ново-Уренгойского лицензионного участка, переданы для переработки ООО "РН-Сервис - Экология" по СТО 5745-010-76841742-2010 "Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО "РН-Юганскнефтегаз". Положительное заключение государственной экологической экспертизы от 17.02.2012 N9-ээ, утвержденное приказом от 17.02.2012 N192-э.
Отходы бурения, образовавшиеся при строительстве скважин NN2-06-04, 2-09-03, 2-03-03, 4-01-02, 2-22-02, 2-30-03, 2-29-06, 2-29-05, 2-03-04, вывезены за пределы Восточно-Уренгойского лицензионного участка для переработки с получением продукта ТУ 5717-001-48855219-2004 "Изолирующий материал ИМ-1". Переработку осуществляло ООО "Нижневартовская экологическая компания".
Отходы, образовавшиеся при строительстве скважин NN 2-29-04, 2-29-03, 2-29-03, 2-29-01, 2-28-01, 2-26-03, 2-26-02, 2-26-01, 2-24-01, 2-22-01, 2-19-07, 2-19-06, 2-19-05, 2-19-04, 2-19-03, 2-19-02, 2-19-01, 2-04-01, 2-03-02, 2-03-01 Восточно-Уренгойского лицензионного участка, переданы для переработки ООО "РН-Сервис-Экология" по СТО 5745-010-76841742-2010 "Технологический регламент по приготовлению и применению грунтобетона с использованием бурового шлама на месторождениях деятельности ОАО "РН-Юганскнефтегаз". Положительное заключение государственной экологической экспертизы от 17.02.2012 N9-ээ, утвержденное приказом от 17.02.2012 N192-э.
Строительство скважин АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" осуществлялось по утвержденным в установленном порядке проектам: ПД N046-РП-029/11, ПД N046-РП-029/13, ПД N048-РП-031/13, N048-РП-031/11, N063-РП-046/12 (т.1 л.д. 48-81).
Из указанных проектов следует, что все проекты предусматривают единую технологию обращения с отходами бурения, образующимися при строительстве скважин, которая заключается в захоронении отходов бурения в шламовых амбарах скважин.
Таким образом, должностным лицом было верно установлено, что АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" Обществом не выполнены решения утвержденных в установленном порядке проектных документов, в части несоблюдения утвержденной технологии обращения с отходами бурения.
Признавая вмененное правонарушение АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШЛ" малозначительным суд указал, что не представлено данных, что допущенное нарушение повлекло негативное воздействие на окружающую среду.
Однако с указанным выводом нельзя согласиться в виду следующего.
При рассмотрении данного дела судом требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, не дана оценка фактическим обстоятельствам дела и фактам, имеющим существенное значение для дела и подлежащих обязательному установлению.
Так целью статьи 8.2 КоАП РФ выступает обеспечение административно-правовыми средствами установленного нормативно-правового порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду.
Правонарушение, совершенное АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ", посягает на установленный порядок в сфере охраны окружающей среды, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своей публично-правовой обязанности, необходимость надлежащего исполнения которой обусловлена важностью охраняемых при этом отношений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (преамбула к Закону об охране окружающей среды).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом фактических обстоятельств и характера вмененного Обществу административного правонарушения, объектом посягательства которого являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, выводы о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения не основаны на полном и всестороннем изучении материалов дела и сделаны без учета положений названных выше Федеральных законов. Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для вывода о малозначительности совершенного деяния, не установлены.
Признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное и позволяющих освободить юридическое лицо от административной ответственности в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ, в судебном решении не приведено.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Таким образом, судьей при рассмотрении дела нарушены положения ст. 4.1 и ст. 26.11 КоАП РФ, ненадлежащим образом оценены представленные доказательства, не соблюдены общие правила назначения административного наказания, то есть установлено существенное нарушение процессуальных требований, которое не позволили объективно рассмотреть дело. При указанных обстоятельствах дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье, при новом рассмотрении необходимо учесть вышеуказанные требования закона.
Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу старшего государственного инспектора в области ООС по ЯНАО Б. удовлетворить.
Решение судьи Пуровского районного суда ЯНАО от 14 февраля 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении АО "РОСПАН ИНТЕРНЕШНЛ" отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.