Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей Башинского Д.А., Смирнова Е.А.
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Артеменко Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Управления МВД России по г. Краснодару по доверенности Асхабовой Э.А. на решение Красноармейского районного суда от 30 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мова А.Н. обратился в суд об установлении в порядке особого производства факта его постановки на учет с 20 ноября 2003 года в качестве сотрудника УВД Западного округа г. Краснодара, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование заявления Мова А.Н. указал, что он, являясь сотрудником органов внутренних дел, при прохождении службы в УВД Западного округа г. Краснодара в ноябре 2003 года подал рапорт от 20 ноября 2003 года о постановке его на указанный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных бытовых условий и обеспечения жилой площадью среди сотрудников УВД Западного округа г. Краснодара. Указанный рапорт был зарегистрирован в секретариате УВД Западного округа г. Краснодара с присвоением входящего номера 656 от 25.11.2003 г., резолюцией начальника УВД Западного округа г. Краснодара Игнатьева И.С. передан председателю жилищно-бытовой комиссии управления Карпенко А.М. По результатам рассмотрения жилищно-бытовой комиссией УВД Западного округа г. Краснодара указанного рапорта с приложенными к нему документами, согласно протоколу, было принято решение о включении заявителя в список сотрудников УВД Западного округа г. Краснодара, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2004 год. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися у заявителя копиями рапорта с отметкой об его принятии, списков сотрудников УВД Западного округа г. Краснодара, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 2004 год, с указанием заявителя в очереди под номером 20 и тех же списков по состоянию на 2006 год с указанием заявителя в очереди под номером 13, а также копиями приказа начальника УВД Западного округа г. Краснодара N 12 от 13.01.2004 г., справки БТИ N 1 от 17.06.2003 г. и справки Минюста N 148 от 20.08.2003 г. В октябре 2013 года заявитель приказом начальника УМВД России по г. Краснодару был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в УТ по ЮФО. В 2013 году Мова А.Н. обратился с запросом в тыловую службу УМВД по г. Краснодару о направлении его учетного дела в качестве нуждающегося в улучшении жилищных бытовых условий и обеспечения жилой площадью среди сотрудников УВД Западного округа г. Краснодара в тыловую службу УТ по ЮФО, однако в тыловой службе УМВД России по г. Краснодару было разъяснено, что при реорганизации УВД Западного округа г. Краснодара были утеряны, не сохранены и не переданы в жилищную комиссию УМВД России по г. Краснодару индивидуальные жилищные учетные дела сотрудников и пенсионеров, книга учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, протоколы заседаний жилищно-бытовой комиссии, вставших на учет до 01 марта 2005 г. По данному факту в УМВД России по г. Краснодару проводилась служебная проверка, по результатам которой учетная документация о сотрудниках, принятых на жилищный учет до 01 марта 2005 г., была признана утраченной. Мова А.Н. обращался в УМВД России по г. Краснодару по вопросу подтверждения факта утраты служебной документации сотрудников УВД Западного округа г. Краснодара и предоставления копии заключения по результатам проводившейся служебной проверки, однако письмом ему было сообщено, что установить факт его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных бытовых условий не представляется возможным, а материалы проводившейся проверки, которая проводилась по факту утраты документов, могут быть предоставлены по запросу суда. Законные интересы заявителя в сфере жилищных правоотношений подлежат защите путем установления факта его постановки на учет с 20 ноября 2003 года в качестве сотрудника УВД Западного округа г. Краснодара, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Представитель Управления МВД России по г Краснодару, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, против удовлетворения заявления Мова А.Н. возражал, ссылаясь на то, что имеющий юридическое значение факт, об установлении которого просит заявитель, не может быть установлен на основании тех доказательств, которые представлены им суду. Основания для постановки на учет сотрудников территориальных органов МВД России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилых помещений определены Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно статьям 4 и 6 указанного Федерального закона, право на эту выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, гражданами Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года. Однако необходимые документы, подтверждающие постановку заявителя на соответствующий учет, им не представлены.
Решением Красноармейского районного суда от 30 ноября 2016 года заявление Мова А.Н. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Управления МВД России по г. Краснодару по доверенности Асхабова Э.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Мова А.Н. Ссылаясь на доводы об обстоятельствах дела и правовое обоснование позиции заинтересованного лица, приводившиеся в обоснование возражений относительно заявления, представитель органа внутренних дел указывает, что судом при рассмотрении и разрешении дела по существу не было дано надлежащей оценки представленных сторонами доказательствам, неверно истолкованы и применены нормы материального права.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Мова А.Н. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов представителя Управления МВД России по г. Краснодару о наличии оснований к его отмене. Полагает, что представленным им письменным доказательствам в совокупности с показаниями допрошенных в качестве свидетелей Руденко Ю.М. и Смаглюк С.П., которые являлись в спорный период членами жилищно-бытовой комиссии, районным судом дана верная оценка, по результатам которой сделан обоснованный вывод об удовлетворении заявления Мова А.Н. и признании факта, имеющего юридическое значение, установленным.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления МВД России по г. Краснодару по доверенности Щелоковой В.П., судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Мова А.Н. по следующим основаниям.
Рассмотрев дело по заявлению Мова А.Н. по правилам особого производства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт постановки заявителя на учет с 20 ноября 2003 года в качестве сотрудника органов внутренних дел, нуждающегося в улучшении жилищных условий, подтверждается имеющимися по делу доказательства и является установленным.
Между тем, с оценкой судом представленных доказательств как достаточных и основанными на такой оценке выводами об обоснованности требований Мова А.Н. нельзя согласиться.
Из содержания заявления Мова А.Н. следует, что установление судом факта его постановки на учет 20 ноября 2003 года в качестве сотрудника органов внутренних дел, нуждающегося в улучшении жилищных условий, необходимо ему для получения жилищного сертификата.
В соответствии с п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153), государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Согласно подп. "а" п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с частью 5 той же статьи Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
На основании п. 5 указанных Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят службу (проходили службу) сотрудники (далее - органы): граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и принятых до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующих территориальных органах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых они проходили службу, - по последнему месту службы.
Статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР в редакции Федерального закона от 31.12.2002 г. N 187-ФЗ, действовавшей на момент указанной заявителем даты его принятия на учет, предусматривалось, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Пунктом 2 действовавшего в указанный период Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (утв. Приказом МВД РФ от 24.05.2003 г. N 345), предусматривалось, что постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Исходя из п. 4 того же Положения, учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Сотрудники, перемещаемые по службе из другой местности и передающие занимаемые жилые помещения органу, предоставившему данное жилое помещение, включаются в список бесквартирных сотрудников. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом в силу п. 9.1 Положения предоставление жилых помещений обеспечивается: сотрудникам органов внутренних дел - после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.
Исходя из указанных требований, мотивированное решение о приеме сотрудника органов внутренних дел на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществлялось по результатам рассмотрения соответствующих заявлений жилищно-бытовыми комиссиями органов внутренних дел. Принятые на соответствующий учет лица включались в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на них заводились необходимые документы, подтверждающие основания для постановки на учет.
Пунктом 20 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (утв. Приказом МВД РФ от 24.05.2003 г. N 345) предусмотрено, что индивидуальный учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечении их жилой площадью, осуществляется по установленной форме (приложение N 1).
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно требованиям ч.ч. 1, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 195 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Частью 2 статьи 71 ГПК РФ предусмотрено, письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Между тем, представленная Мова А.Н. незаверенная копия индивидуального учета сотрудников УВД Западного округа г. Краснодара (л.д. 10-11) не содержит сведений о дате принятия и иных обязательных реквизитах решения жилищной комиссии органа внутренних дел о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заверенная надлежащим образом копия такого решения жилищной комиссии, равно как и иные допустимые доказательства, позволяющие достоверно установить факт постановки заявителя на соответствующий учет в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке, в деле также отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, требования Мова А.Н. об установлении соответствующего факта, имеющего юридическое значение, нельзя признать обоснованными, а данный факт - доказанным.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства оставлены судом первой инстанции при рассмотрении дела без внимания и должной правовой оценки.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия с учетом имеющихся в деле доказательств и установленных по результатам их оценки обстоятельств приходит к выводу о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления Мова А.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноармейского районного суда от 30 ноября 2016 года отменить.
В удовлетворении заявления Мова Александра Николаевича об установлении факта постановки на учет с 20 ноября 2003 года в качестве сотрудника УВД Западного округа г. Краснодара, нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.