Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей Башинского Д.А., Смирнова Е.А.
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.
при секретаре Рыбник В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности Яремчук И.И. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 06 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Кучма Валерий Григорьевич обратился в суд с иском к администрации города Сочи о возложении обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка. Заявленные в порядке гражданского судопроизводства требования истец мотивировал тем, что на основании заключенного между ним и его матерью Кучма М.П. договора дарения жилого помещения от 24 апреля 1996 года, зарегистрированного БТИ г. Сочи 30 апреля 1996 года, является собственником жилого дома, расположенного по " ... ", квартал застройки " " ... "", в " ... " г. " Ф.И.О. "3. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 920 кв.м., который постановлением администрации Центрального района города Сочи от 24 января 1994 года N 58 был предоставлен отцу истца - Кучма Г.Ф. на праве пожизненного наследуемого владения, о чем выдан Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения серии КК-1 N 426371003105. Постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от 22 декабря 1994 года N 870/1 "О переводе садового дома лит. "А" Кучмы Г.Ф. в индивидуальный жилой дом с приемом его в эксплуатацию, в связи с выходом из садоводческого товарищества "Прохладная долина" на " ... "" утвержден акт межведомственной комиссии ра1она от 25 октября 1994 года по обследованию садового дома в садоводческом товариществе "Прохладная долина" по " ... "; постановленозарегистрировать домовладение, состоящее из жилого дома лит. "А" общей площадью 124 кв.м., в том числе жилой 34,7 кв.м., надворных построек, согласно инвентаризации, проведенной БТИ 05.12.1993 г., на праве частной собственности за Кучмой Григорием Федоровичем в связи с его выходом из садоводческого товарищества "Прохладная долина"; закрепить за вышеуказанным домовладением земельный участок площадью 920 кв.м. с изъятием из состава земель садоводческого товарищества. После смерти Кучма Г.Ф. был осуществлен кадастровый учет земельного участка, на котором расположен жилой дом, с присвоением ему кадастрового номера 23:49:0202009:1084, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - садоводство. После получения кадастрового паспорта земельного участка истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, однако решением государственного регистратора, о котором истец был извещен уведомлением от 22 августа 2013 года, государственная регистрация была приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с расхождениями в виде разрешенного использования, указанном в правоустанавливающем документе - постановлении главы администрации Центрального района города Сочи от 22 декабря 1994 года N 870/1 "О переводе садового дома лит. "А" Кучмы Г.Ф. в индивидуальный жилой дом с приемом его в эксплуатацию, в связи с выходом из садоводческого товарищества "Прохладная долина" на " ... "", из которого следует, что данный участок изъят из состава земель садоводческого товарищества, и в кадастровом паспорте, где вид разрешенного использования определен "для садоводства"; в последующем в регистрации было отказано ввиду того, что указанные противоречия в представленных документах не были устранены заявителем в установленный срок. В указанных условиях истец в порядке, установленном Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи (утв. решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. N 202), обратился в муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" города Сочи с заявлением на имя Главы города Сочи об изменении вида разрешенного использования земельного участка, правообладателем которого он является, на вид "для индивидуального жилищного строительства", приложив все необходимые документы. Однако письмом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи исх. 21.01-21/18051 от 11.07.2016 г. ему было сообщено о принятом по данному заявлению решении об отказе в предоставлении соответствующей муниципальной услуги с указанием на отсутствие в публичной кадастровой карте сведений о данном земельном участке. Между тем, оснований к отказу в изменении вида разрешенного использования земельного участка не имелось, поскольку испрашиваемый заявителем вид разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства" в соответствии с градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи (утв. решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. N 202) для земельных участков в пределах территориальной зоны "Ж-4" - многоэтажная жилая застройка до 36 метров является основным видом разрешенного использования. В силу требований градостроительного законодательства основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Принадлежность земельного участка, правообладателем которого является истец, могла быть установлена не только на основании публичной кадастровой карты, отсутствие сведений в которой о данном участке само по себе основанием к отказу в изменении вида разрешенного использования земельного участка не является. Ранее Кучма В.Г. обращался в суд с требованием об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка в порядке административного судопроизводства, однако определением судьи Центрального районного суда г. Сочи от 20 февраля 2016 года в принятии соответствующего административного искового заявления было отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, в связи с тем, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Представитель администрации города Сочи в ходе судебного разбирательства против удовлетворения иска Кучма В.Г. возражал, ссылаясь на то, что границы участка, правообладателем которого является истец, не определены в установленном законом порядке, и его кадастровый учет осуществлен без их установления и описания на местности. Изложенные обстоятельства исключают возможность установить принадлежность данного участка к определенной территориальной зоне и определить основные и дополнительные виды его разрешенного использования.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 06 декабря 2016 года иск Кучма В.Г. удовлетворен: на администрацию города Сочи возложена обязанность по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 920 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0202009:1084 (категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства), почтовый адрес ориентира: " ... ", с вида "садоводство" на вид "индивидуальное жилищное строительство", путем издания соответствующего муниципального правового акта; установлен срок для исполнения решения суда продолжительностью 1 месяц со дня его вступления в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности Яремчук И.И. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что установленные Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи при рассмотрении обращения Кучма В.Г. обстоятельства исключают достоверное определение его принадлежности к той или иной территориальной зоне и объективно препятствуют разрешению вопроса об изменении вида разрешенного использования. В отсутствие таких данных у суда не имелось оснований к удовлетворению иска Кучма В.Г.
Проверив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя администрации города Сочи по доверенности Жудика А.Ю., судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Кучма В.Г. по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования Кучма В.Г., суд первой инстанции исходил из того, что у органа местного самоуправления не имелось оснований к отказу в изменении вида разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка.
Однако с этим выводом суда нельзя согласиться.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частью 4 той же статьи Кодекса основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 1 раздела 4.1 главы 4 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи (утв. решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. N 202), изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Сочи физическими и юридическими лицами осуществляется в соответствии с перечнем видов разрешенного использования на территории соответствующей территориальной зоны, установленным настоящими Правилами, при условии соблюдения требований технических регламентов и иных обязательных требований.
Исходя из изложенных требований градостроительного законодательства и местных правил землепользования и застройки, к необходимым условиям изменения одного из основных или вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка на другой является их установление в качестве таковых для территориальной зоны, в пределах которых он расположен и на которую распространяется действие соответствующего градостроительного регламента.
В соответствии с п.п. 6, 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; под правилами землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
При этом, исходя из требований ч. 4 той же статьи Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Постановлением администрации города Сочи от 16.02.2016 г. N 280 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства", в соответствии с подп. 5 п. 29 которого основанием для отказа в предоставлении Муниципальной услуги является, в том числе, случай, когда границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из материалов дела следует, что Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, правообладателем которого является истец, по указанному основанию (копия письма исх. N 21.01-21/18051 от 11.07.2016 г. на л.д. 32-33).
Факт того, что границы земельного участка, правообладателем которого является истец, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, следует из представленной им суду копии кадастрового паспорта (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 15.05.2013 г. N 2343/12/13-387712 (л.д. 20, 21), находящейся во взаимной связи с вышеуказанным решением органа местного самоуправления, актуальность сведений которой ни истцом, ни ответчиком в этой части не опровергается и не оспаривается.
Однако истец, заявив в этих условиях иск о возложении на орган местного самоуправления обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка, в то же время не оспорил в установленном порядке законность принятого Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи решения об отказе в его изменении, и предъявил требования о возложении на орган местного самоуправления обязанности по совершению тех действий, понуждение к которым по решению суда влечет нарушение установленной процедуры рассмотрения органом местного самоуправления соответствующего вопроса и принятию по нему решения.
Каких-либо сведений об обстоятельствах, объективно препятствовавших проведению кадастровых работ в целях уточнения местоположения границ земельного участка, правообладателем которого является истец, в порядке, который предусматривался Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в деле не имеется, в исковом заявлении Кучма В.Г. не приводится.
Кроме того, возможность принятия органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, на основании иных сведений, в том числе - указанных в исковом заявлении Кучма В.Г. сведений каталога координат земельного участка, выполненного кадастровым инженером Погорельцовым М.И. для целей функционирования ИСОГД, действующим Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Изменение вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства" (утв. постановлением администрации города Сочи от 16.02.2016 г. N 280) не предусмотрена.
В этой связи оснований к удовлетворению иска Кучма В.Г. не имелось.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства оставлены судом первой инстанции при рассмотрении дела без внимания и должной правовой оценки.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия с учетом имеющихся в деле доказательств и установленных по результатам их оценки обстоятельств приходит к выводу о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Кучма Валерия Григорьевича.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 06 декабря 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Кучма Валерия Григорьевича к администрации города Сочи о возложении обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка площадью 920 кв.м. с кадастровым номером " ... " (категория земель: земли населенных пунктов - для садоводства), почтовый адрес ориентира: " ... ", с вида "садоводство" на вид "индивидуальное жилищное строительство".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.