Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Перовой М.В.
с участием прокурора Руденко М.В.
при секретаре Кирюшиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Бурлуцкого А.А. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 25 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Анапский межрайонный прокурор в интересах Александриди Ю.М. и ее несовершеннолетних детей обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании незаконным бездействия администрации, выразившиеся в непринятии мер к финансированию мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктуры земельных участков. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Анапской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности администрации муниципального образования город-курорт Анапа. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан, выразившееся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий. Просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Анапа, в части непринятия мер по включению в расходную часть местного бюджета расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером " ... ", расположенном по адресу: " ... " предоставленном многодетной семье в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 года N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае". Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа устранить в полном объеме выявленные нарушения путем по включению в расходную часть местного бюджета на 2016 год расходных обязательств по проведению работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером " ... ", расположенном по адресу: " ... ", предоставленном многодетной семье в аренду согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 года N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", обеспечить исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В судебном заседании помощник Анапского межрайонного прокурора Никитенко О.В. заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Нафтаев А.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Анапского городского суда от 25 января 2017 года исковые требования Анапского межрайонного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Бурлуцкий А.А. просит решение Анапского городского суда от 25 января 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Бурлуцкого А.А., прокурора Руденко М.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной Анапской межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией муниципального образования город-курорт Анапа допущено бездействие при проведении работ по формированию инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для выделения льготным категориям граждан, выразившееся в отсутствии финансирования необходимых мероприятий.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. На основании положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения. В вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Подпунктом 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что проведению торгов должны предшествовать работы по формированию земельного участка, включающие в себя, в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно ст. 38.1 Земельного кодекса РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение.
На основании ст. 48 Градостроительного кодекса РФ установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года N83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 4 вышеуказанных Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.
Согласно п. 5 Правил орган местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее, чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", граждане (один из родителей), имеющие трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, однократно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов имеют право на предоставление им в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду заявителям, общей площадью от 600 до 5000 квадратных метров для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) в Краснодарском крае в размере, установленном органом местного самоуправления городского округа (поселения).
Судом установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " "О предоставлении Александриди Ю.М. земельного участка по адресу: " ... "" в соответствии со ст.ст. 19, 22, 28 Земельного кодекса РФ, ст. 14.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", " ... " между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Александриди Ю.М. заключен договор " ... " аренды земельного участка, площадью 600 кв.м. с видом разрешенного использования: для размещения индивидуального жилищного строительства.
Однако на момент его выделения администрация муниципального образования город-курорт Анапа не обеспечила земельный участок инженерно-техническими коммуникациями: газовыми, электрическими, канализационными сетями, а также сетями питьевого и технического водопровода.
В соответствии с положениями статьи 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа к вопросам местного значения муниципального образования город-курорт Анапа отнесена организация в границах муниципального образования город-курорт Анапа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; Законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления представить технические условия заинтересованным лицам до даты проведения торгов, или предоставления земельного участка, или решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом первой инстанции установлено, что в 2015-2016 годах финансирование мероприятий по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями земельных участков, предоставляемых в аренду многодетным семьям " ... ", в бюджете муниципального образования на 2015-2016 годы не предусматривалось.
Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа работа по обеспечению земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой, в том числе по внесению изменений в документы территориального планирования, подготовке и утверждению документации по планировке территории, проектированию и строительству объектов необходимой инженерной инфраструктуры, разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не выполняется.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении муниципального образования город-курорт Анапа требований ст.ст. 9, 28, 65 Бюджетного кодекса РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что выявленные в ходе проверки недостатки, бездействие органа местного самоуправления нарушают социальные права семьи Александриди Ю.М., относящихся согласно Закону Краснодарского края от 05.11.2002 года N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" к льготной категории граждан и создают препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению.
Доводы администрации о внесении в бюджет на 2017 года расходов на обеспечение земельных участков в с.Цибанобалка инфраструктурой, правильно не приняты во внимание, поскольку вместо ориентировочно необходимых " ... " на указанные цели в бюджет на 2017 год заложено только " ... ", что в 38 раз меньше необходимых денежных средств и не позволят выполнить необходимый перечень работ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные прокурором исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 25 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Бурлуцкого А.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.