Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Диденко И.А., Якубовской Е.В.
по докладу судьи Агибаловой В.О.
при секретаре Макаровой Е.А.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от 20 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Шацкий А.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения начальника отделения ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации " ... " года об отказе в принятии (восстановлении) на учёте нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
В обоснование административного искового заявления указал, что протоколом жилищной комиссии войсковой части он с семьей был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В 2016 году он подал в отделение (территориальное, г.Новороссийск, Краснодарский край) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации заявление о восстановлении на учёте нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Однако решением начальника отделения ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N " ... " года ему было отказано. Считает, что данное решение незаконным и необоснованным.
В судебном заседании Шацкий А.В. и его представитель по доверенности Панченко А.А. настаивали на удовлетворении административных исковых требований.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации и представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Обжалуемым решением удовлетворено административное исковое заявление Шацкого А.В. Суд признал незаконным решение начальника отделения (территориальное, г.Новороссийск, Краснодарский край) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации " ... " года, об отказе в принятии (восстановлении) на учёте нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма Шацкого А.В. и обязал начальника отделения (территориальное, " ... ") Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации устранить допущенное нарушение прав Шацкого А.В., путем восстановления его и членов его семьи (супруга - Шацкая С.А., дочь - Шацкая О.А., сын - Шацкий А.А.) на учете нуждающихся и улучшении жилищных условий по договору социального найма с " ... ", по последнему месту военной службы в г.Новороссийске.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Министерство обороны Российской Федерации просит отменить решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от " ... " года и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Шацкого А.В. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия оснований к отмене решения суда первой инстанции не усмотрела.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов административного дела, Шацкий А.В. имеет выслугу военной службы более " ... " лет в календарном исчислении, уволен с военной службы по болезни.
Семья истца состоит из четырех человек: супруги - Шацкой С.А., дочери - Шацкой О.А., сына - Шацкого А.А.
Протоколом жилищной комиссии войсковой части " ... " года Шацкий А.В. с семьей был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Не получив жилье по истечении " ... ", в " ... " года Шацкий А.В. обратился в войсковую часть " ... " с заявлением о разъяснении причин не предоставления квартиры в порядке очередности и решении вопроса по существу.
Письмом временно исполняющего обязанности командира воинской части " ... ". ему было сообщено, что право на обеспечение жильем у него и его семьи осталось на основании списка учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих и служащих воинской части инв. " ... ", но изменился порядок обеспечения жильем. Для реализации своего права на жилье необходимо обращаться в территориальное отделение в г.Новороссийске - Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны, так как жилищной комиссии войсковой части 26345 и КЭЧ не существует уже 6 лет.
После получения указанного письма, Шацкий А.В. подал в отделение (территориальное, г.Новороссийск, Краснодарский край) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации заявление о восстановлении на учёте нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Однако решением начальника отделения ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N " ... " года ему было отказано в удовлетворении заявления.
Полагая данное решение незаконным, нарушающим право на восстановление его с семьей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма, Шацкий А.В. обратился в суд с настоящим административным иском.
Так, в момент увольнения истца с военной службы, порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением был урегулирован Законом РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000г. N 9 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) разъяснено, что предусмотренную пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возможность увольнения указанных военнослужащих с предоставлением им жилых помещений по избранному месту постоянного жительства органами местного самоуправления, в том числе и за счет государственных жилищных сертификатов, закон связывает с наличием у военнослужащего такого желания. Поэтому для увольнения военнослужащих, перечисленных в указанной норме, без предоставления им жилых помещений органами военного управления по месту увольнения требуется их четко выраженное согласие получить государственный жилищный сертификат либо согласие получить жилье в другом населенном пункте, которое должно быть выражено в форме рапорта по команде. Указанное руководящее разъяснение судебного органа может применяться и в настоящее время, с учетом произошедших изменений в законодательстве.
Таким образом, военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, свое согласие на исключение из списка очередников, поставленных на учёт нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, Шацкий А.В. не давал.
Кроме того, принимая во внимание, что Шацкий А.В. проходил военную службу в войсковой части " ... " в г.Новороссийске и был уволен с военной службы в г.Новороссийске, суд верно указал, что вопрос об обеспечении его с семьей жилым помещением должен был рассматриваться органами военного управления, а не органами местного самоуправления г.Новороссийска.
Учитывая, что у ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отсутствовали основания для отказа Шацкому А.В. и его семье в восстановлении на учёте нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, суд первой инстанции обоснованно признал решение N " ... " года незаконным и сделал правильный вывод об удовлетворении административного искового заявления Шацкого А.В.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку были исследованы судом первой инстанции и получили должную оценку в решении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска от " ... " года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.