Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ООО "УК "Лотос" на постановление судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 12.01.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "УК "Лотос",
установил:
постановлением судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 12.01.2017 ООО "УК "Лотос" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
С постановлением не согласно Общество, в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу. Мотивирует тем, что в ходе производства по делу допущены процессуальные нарушения. Распоряжения о проведении проверки, в ходе которой выявлены вмененные Обществу нарушения, не выносилось. Права, предусмотренные КоАП РФ, защитнику Общества не разъяснялись при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела, копия протокола не вручалась. Фототаблица к протоколу осмотра в момент его составления приобщена не была. Судья не приобщил к делу документы, подтверждающие финансовое состояние предприятия. Помойницы, выгребные ямы у дома N 10 по ул. Повенецкая, площадки для сбора ТБО на данной улице отсутствуют, в то время как определение мест установки контейнеров входит в обязанности администрации Медвежьегорского городского поселения, согласно п. 9 ст. 9 Правил благоустройства территории Медвежьегорского городского поселения. Земельные участки, на которых расположены дома, не сформированы и находятся в собственности поселения. Администрация поселения не утвердила генеральную схему мест сбора мусора, за что привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. В связи с чем вмененное Обществу правонарушение подлежало иной переквалификации. При назначении наказания не учтено, что Общество является микропредприятием.
Подателем жалобы также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления судьи, мотивированное поздним получением его копии.
С учетом обстоятельств дела и положений ст. 30.3 КоАП РФ полагаю возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении Обществу срока обжалования постановления о назначении административного наказания.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами,
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100000 до 250000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статьями 11 и 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) установлена обязанность юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по выполнению требований санитарного законодательства, разработке и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий, предусмотренных санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные в ходе административного расследования 24.11.2016 в 11 час. 00 мин. у жилых домов NN 8 и 10 по ул. Повенецкая в г. Медвежьегорске те обстоятельства, что Общество, осуществляя деятельность по управлению и эксплуатации жилого фонда и по сбору бытовых отходов от данных домов, допустило несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, в нарушение вышеприведенных положений Закона, у указанных домов, а именно:
1. в нарушение п. 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" (далее - Правила) в районе застройки указанных домов не согласована очередность планово-регулярной очистки с местными органами и учреждениями санэпидслужбы;
2. в нарушение п. 2.2.3 Правил не согласовано размещение мест временного хранения отходов на жилой территории у указанных домов с районным архитектором и районным территориальным отделом органа Роспотребнадзора;
3. в нарушение п. 2.1.5 Правил ТБО не вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы - ассенизационным вакуумным транспортом;
4. в нарушение п.п. 2.1.3, 2.2.2, 6.3 Правил не оборудованы площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, на территории домовладений не выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, открытые, с водонепроницаемым покрытием, не применяются для сбора ТБО деревянные или металлические сборники (отходы сваливаются на месте расположения выгребной ямы у дома N 8);
5. в нарушение п. 2.2.1 Правил не исключается возможность загнивания и разложения при временном хранении ТБО в дворовых сборниках - ТБО свалены в большом количестве у дома N 8;
6. в нарушение п. 2.3.1 Правил для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях вышеуказанных домов дворовая помойница у дома N 8 не имеет наземной части с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций;
7. в нарушение п. 2.3.4 Правил выгреб помойной ямы у дома N 8 не очищается по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода;
8. в нарушение п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 Общество допустило образование свалки бытового мусора на территории помойной ямы;
9. в нарушение п. 16.5 СанПиН 3.2.3215-14 Общество не поддерживает чистоту территории населенных мест у указанных домов.
Судья при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что вмененное Обществу бездействие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Между тем, с данным выводом согласиться нельзя.
Так, диспозиция ст. 8.2 КоАП РФ подразумевает несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований непосредственно при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что в именно результате деятельности Общества образуются отходы I-IV классов опасности, подлежащие сбору и размещению. Соответствующих нарушений Обществу не вменялось.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращением с отходами считается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Накоплением отходов считается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, а также положений ст.ст. 11 и 29 Закона, организация по обслуживанию жилищного фонда не несет безусловной обязанности по непосредственному обращению с отходами производства и потребления, а обязана организовать их сбор и вывоз, поддерживая надлежащее санитарное состояние обслуживаемого жилого фонда и прилегающей территории. Подобный вывод также следует из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290. Действия управляющей компании, не организовавшей должным образом вывоз бытовых отходов и допустившей тем самым антисанитарное состояние жилого фонда и прилегающей территории, сами по себе не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. В зависимости от обстоятельств дела они могут квалифицироваться по ст. 6.3 КоАП РФ.
Доказательства того обстоятельства, что Общество на день выявления административного правонарушения непосредственно осуществляло сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение твердых и жидких отходов производства и потребления в деле отсутствуют.
При этом в дело представлены копии договоров возмездного оказания услуг по приему и размещению ТБО от 22.11.2016 б/н, N 91/16-У, N 4-2016-Н, актов сдачи-приемки выполненных работ, путевых листов, накопительных ведомостей, перечня мусоровозной техники, счета-фактуры. Из данных материалов следует, что Общество не осуществляло деятельность по непосредственному обращению с бытовыми отходами, а заключало договоры с иными предприятиями на сбор, вывоз и размещение отходов.
Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности была получена Обществом 16.02.2017, то есть значительно позднее выявленного события правонарушения.
При таких обстоятельствах указанное в постановлении бездействие Общества в части организации вывоза бытовых отходов, повлекшее переполнение помойных ям и образовании свалок ТБО само по себе не может рассматриваться как нарушение, связанное с обращением с отходами производства и потребления.
Соответственно, вмененное обжалуемым постановлением Обществу бездействие не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, имеет иной родовой объект посягательства, обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 12.01.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "УК "Лотос" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.