Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
судей Савельевой Н.В., Стракатовой З.Е.
при секретаре Гуйдо К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 января 2017 г. по иску Кузнецовой Н. В. к Министерству социальной защиты, труда и занятости РК о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы Республики Карелия.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова Н.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением Министерства здравоохранения и социального развития РК от ( ... ) ей отказано в назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Карелия. Между тем ответчик безосновательно не учел период ее работы с ( ... ) по ( ... ) в МУ "Единый расчетный центр при администрации местного самоуправления ( ... )", Сортавальском Центре по государственной регистрации права на имущество и сделок с ним РК, Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории РК в должностях специалиста, ведущего специалиста. Полагает, что в указанные периоды она являлась государственным служащим. Истица просила включить в стаж государственной гражданской службы, дающей право на ежемесячную надбавку к трудовой (страховой) пенсии согласно ст. 22 Закона Республики Карелия "О государственной гражданской службе", период ее работы с ( ... ) по ( ... ).
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким решением суда не согласна истица, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению, неправильно истолковал закон. Судом не учтены положения п. 7 постановления Правительства РК от 19.08.1994 N 186 "О Министерстве юстиции Республики Карелия". До ( ... ) Министерство юстиции РК, в введении которого находился Центр по государственной регистрации прав, входило в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия. Суд не учел Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 16.04.2001 по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия ч. 6 ст. 18, абз. 1 ч. 2 ст. 19 и некоторых положений ст. 21 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия". Считает, что приобрела право на надбавку к трудовой (страховой) пенсии как государственный служащий Республики Карелия.
В суде апелляционной инстанции Кузнецова Н.В. доводы жалобы поддержала по указанным в ней основаниям.
Представитель ответчика в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.
Заслушав истицу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые отношения, связанные с приобретением статуса государственных служащих Республики Карелия, возникли с 01.01.1997 в соответствии с Законом Республики Карелия от 10.01.1997 N 167-ЗРК "О государственной службе Республики Карелия". С введением этого Закона в действие лица, замещающие должности государственной службы в органах государственной власти Республики Карелия, приобрели статус государственных служащих Республики Карелия со всеми вытекающими из данного статуса правами и обязанностями.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 N 167-ЗРК "О государственной службе Республики Карелия" лицам, замещающие государственные должности государственной службы Республики Карелия категории "Б" и "В" и должности государственной гражданской службы Республики Карелия, имеющим стаж государственной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин, устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости. Стаж государственной службы государственного служащего включает время нахождения на государственной должности.
Согласно ч. 2 ст. 22 данного Закона Республики Карелия в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату в соответствии со ст. 21 настоящего Закона, также включается работа в министерствах и ведомствах и их органах управления на местах, а также органах государственного управления, созданных при Совете Министров Республики Карелия, местных органов государственной власти и управления органов местного самоуправления. Действие настоящей части не распространяется на лиц, занимавших должности, которые включались в штатное расписание для технического обеспечения деятельности аппаратов органов государственной власти и управления.
Министерство здравоохранения и социального развития РК в соответствии с п. 49.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РК, утвержденного постановлением Правительства РК от 11.10.2010 N 216-П, осуществляет назначение, перерасчет и выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, в том числе лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Карелия.
Письмом от ( ... ) Министерство здравоохранения и социального развития РК уведомило истицу об отсутствии оснований для назначения ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости в связи с тем, что она в период с ( ... ) по ( ... ) не замещала должности государственной службы Республики Карелия категории "Б" и "В", должности государственной гражданской службы Республики Карелия.
Из материалов дела следует, что истица работала в периоды: с ( ... ) по ( ... ) специалистом 1 категории МУ "Единый расчетный центр при администрации местного самоуправления ( ... )"; с ( ... ) по ( ... ) специалистом Сортавальского Центра по государственной регистрации права на имущество и сделок с ним РК; с ( ... ) по ( ... ) ведущим специалистом Сортавальского Центра по государственной регистрации права на имущество и сделок с ним РК, с ( ... ) по ( ... ) ведущим специалистом Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия.
С учетом данных периодов работы, истица полагает, что она приобрела право на ежемесячную доплату к трудовой (страховой) пенсии, так как данные периоды подлежат включению в стаж государственной гражданской службы Республики Карелия.
Постановлением Правительства РК от 19.04.2001 N 85 утвержден Порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Карелия и государственные должности государственной службы Республики Карелия (утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 03.08.2011 N 68). В п. 3 указанного Порядка разъяснялось, что право на установление ежемесячной доплаты к пенсии имеют лица, занимавшие начиная с 01.01.1997 государственные должности, предусмотренные ст. 5 и ст. 7 Закона РК от 10.01.1997 N 167-ЗРК. Указанными нормами утверждены Сводный перечень государственных должностей Республики Карелия категории "А" и Реестр должностей государственной службы Республики Карелия категории "Б", "В". Согласно указанному Реестру к должностям государственной службы Республики Карелия относились должности специалистов, ведущих специалистов в аппарате республиканского органа исполнительной власти.
Прохождение государственной гражданской службы Республики Карелия регламентировано Законом Республики Карелия от 04.03.2005 N 857-ЗРК "О некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности". С принятием указанного закона утратил силу Закон Республики Карелия от 10.01.1997 N 167-ЗРК, за исключением ст.ст. 21 и 22 Закона. В соответствии со ст. 16 указанного Закона Республики Карелия положения ст. 21 Закона Республики Карелия от 10.01.1997 N 167-ЗРК распространяются на лиц, замещавших на 01.01.1997 и позднее государственные должности категории "А", на лиц, замещавших на 01.01.1997 и позднее государственные должности государственной службы Республики Карелия категории "Б" и "В", на лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Карелия.
Статьями 3, 4 Закона Республики Карелия от 04.03.2005 N 857-ЗРК утверждены Сводный перечень государственных должностей Республики Карелия и Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Карелия. Должности специалиста и ведущего специалиста отнесены к числу должностей гражданской службы Республики Карелия при осуществлении деятельности в органе исполнительной власти Республики Карелия.
В структуру органов исполнительной власти Республики Карелия входило Министерство юстиции в соответствии с постановлением Законодательного собрания РК от 29.06.1998 N 15-IIЗС. В законе Республики Карелия от 27.06.2002 N 594-ЗРК Министерство юстиции в системе органов исполнительной власти Республики Карелия поименовано не было.
В соответствии с п. 4 Примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок к ним, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 288 (утратило силу с 01.01.2005), учреждение юстиции является юридическим лицом.
В силу п. 13 указанного Примерного положения государственную регистрацию прав осуществляют регистраторы, которые являются государственными служащими субъекта Российской Федерации, замещающими ведущую государственную должность.
Центр по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Республики Карелия был создан в соответствии с постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 30.01.1998 N 44. Центр являлся учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имел статус юридического лица. Согласно п. 1 и п. 2 указанного постановления директор Центра является Главным Государственным регистратором Республики Карелия прав на недвижимость и сделок с ней, руководители филиалов Центра являются государственными регистраторами прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Положение об Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия утверждено постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 23.02.2001 N 39. В силу п. 4 указанного Положения учреждение является юридическим лицом. Работники учреждения и его филиалов и представительств обеспечивают деятельность регистраторов прав (п. 18 Положения). Финансирование учреждения, его филиалов и представительств осуществляется за счет внесения платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в порядке, определенном Главой Республики Карелия, за счет средств бюджета Республики Карелия и средств иных не запрещенных законом источников.
Указом Главы Республики Карелия от 19.06.2002 N 20 Центр по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Республики Карелия переименован в Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Карелия.
Истица в период своей работы в указанном учреждении государственным регистратором не являлась, а относилась к числу работников, обеспечивающих деятельность регистраторов прав.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
Работа истицы в муниципальном учреждении не являлась работой в органе местного самоуправления. Прохождение муниципальной службы на территории Республики Карелия в ( ... ) г. регулировалось Законом Республики Карелия от 05.12.1996 N 160-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" (утратил силу). Доказательств тому, что истица, осуществляя трудовую деятельность в МУ "Единый расчетный центр при администрации местного самоуправления ( ... )" в период с ( ... ) по ( ... ) занимала муниципальную должность муниципальной службы, ей был присвоен соответствующий квалификационный разряд, не представлено.
Таким образом, в органах исполнительной власти Республики Карелия, в органах местного самоуправления в период ( ... ) г.г. истица не работала. Свою трудовую деятельность она осуществляла в муниципальном и государственном учреждениях, которые являлись самостоятельными юридическими лицами.
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в иске, поскольку в период с ( ... ) г.г. истица не занимала государственных должностей, должности государственной службы Республики Карелия и не являлась государственным гражданским служащим.
При разрешении данного спора суд правильно установилюридически значимые обстоятельства, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам. Судом верно применены нормы материального права.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы истицы о том, что она являлась в спорный период государственным служащим Республики Карелия, основан на неверном толковании норм права, противоречит представленным доказательствам.
Ссылка истицы в апелляционной жалобе на постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 16.04.2001 по делу о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия ч. 6 ст. 18, абз. 1 ч. 2 ст. 19 и некоторых положений ст. 21 Закона Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" является несостоятельной, поскольку указанное постановление к существу рассматриваемого спора не относятся.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, высказанную истицей в суде первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 января 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.