Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретаре Пушаевой А.А.
с участием представителя административного истца Демиденко С.Б., представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Карелия") Литусовой А.И., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (Управление Росреестра по РК) Минина А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малиновской Л.Б. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Малиновская Л.Б. обратилась в суд с административным иском об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, мотивируя тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером ( ... ) площадью ( ... ) кв.м, расположенного по адресу: ( ... ). По состоянию на 01 января 2010 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере ( ... ) руб. ( ... ) коп. и является актуальной. По инициативе административного истца ООО " ( ... )" подготовлен отчет N ( ... ) об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере ( ... ) руб.
Ссылаясь на п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывает на возможность в случае определения рыночной стоимости земельного участка установить кадастровую стоимость этого земельного участка равной его рыночной стоимости.
Учитывая, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ( ... ) площадью ( ... ) кв.м, расположенного по адресу: ( ... ), в размере его рыночной стоимости и обязать филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Карелия" внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца Демиденко С.Б. поддержал административный иск по основаниям, изложенным в нем.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Карелия" Литусова А.И. в целом оставила удовлетворение исковых требований на усмотрение суда, просила отказать в удовлетворении требований в части заявленных к ним, считая учреждение ненадлежащим ответчиком.
Представитель Управления Росреестра по РК Минин А.А. оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетеля Ф., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Малиновская Л.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером ( ... ) площадью ( ... ) кв.м, расположенного по адресу: ( ... ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ( ... ) от 29 апреля 2010 г.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п.п.2, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, Малиновская Л.Б., являясь в силу действующего законодательства, плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером ( ... ) в государственный реестр земель кадастрового района внесены в 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 02 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" на основании заявки о постановке на кадастровый учет земельного участка N14/3-19, постановления главы местного самоуправления Медвежьегорского района от 11 февраля 2003 г. N 80 "О переоформлении и закреплении права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ". Кадастровая стоимость земельного участка, сведения о котором содержались в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2010 г., определена в размере ( ... ) руб. ( ... ) коп. на основании п.1.4, 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222. Удельный показатель кадастровой стоимости утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. N158-П.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Вместе с тем, п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508).
Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу п.1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Этой статьей установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, к заявлению должен прилагаться отчет об оценке.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.11 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу п.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N218-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости объекта подлежат включению в кадастр недвижимости.
Статьей 1 названного выше закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Анализ вышеназванных положений закона позволяет сделать вывод о том, что определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости), возможно посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Таким образом, Малиновская Л.Б. обоснованно представила отчет об оценке земельного участка, определив его рыночную стоимость по состоянию на 01 января 2010г.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ( ... ) площадью ( ... ) кв.м составляет ( ... ) руб. по состоянию на 01 января 2010 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка N ( ... ), выполненного ООО " ( ... )" 07 декабря 2016 г.
В соответствии со ст.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд, выслушав свидетеля Ф. подверг изучению и анализу представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, мнения участников судебного заседания, суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям законодательства, в связи с чем признает достоверным рыночную стоимость земельного участка в размере ( ... ) руб.
Учитывая обстоятельства дела, а также руководствуясь положениями п.24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со ст.3 Федерального закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В силу ст.24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст.24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в части возложения на орган кадастрового учета обязанности по внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Малиновской Л.Б. удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ( ... ) площадью ( ... ) кв.м, расположенного по адресу: ( ... ), категория земель: ( ... ), разрешенное использование: ( ... ), равной его рыночной стоимости в размере ( ... ) рублей по состоянию на 01 января 2010 г.
Кадастровую стоимость земельного участка установить на период с 01 января 2017 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Датой подачи заявления считать 25 января 2017 г.
В удовлетворении административного иска к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 07 марта 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.