Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.
судей: Дрокиной С.Г., Андриановой И.В.,
при секретаре Теткиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 апреля 2017 г. гражданское дело по исковому заявлению Буренина В.В. к администрации Моршанского района, Управлению строительства и инвестиций Тамбовской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата гражданином - участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы,
по апелляционной жалобе Управления строительства и инвестиций Тамбовской области на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Дрокиной С.Г., апелляционная инстанция
установила:
Буренин В.В. обратился в суд с иском к администрации Моршанского района, Управлению строительства и инвестиций Тамбовской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата гражданином - участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы. Просил признать за ним право на получение Государственного жилищного сертификата в 2017 году гражданином-участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы; отменить постановление Администрации Моршанского района N 609 от 28.09.2016 года и восстановить его в сводном списке на 2017 год граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 под N 1; обязать Управление строительства и инвестиций Тамбовской выдать ему в 2017 году государственный жилищный сертификат на право получения жилищной субсидии в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрации Моршанского района Тамбовской области N345 от 08.06.2016 утвержден сводный список граждан-участников на 2017 год подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2015 годы.
В указанном сводном списке под N 1 значится Буренин В.В.
Письмом Управления строительства и инвестиций Тамбовской области N22.01.-26/692 от 14.07.2016 года Буренину В.В. сообщено, что выдать Государственный жилищный сертификат не представляется возможным. Постановлением Администрации Моршанского района N 609 от 28.09.2016года он исключен из сводного списка граждан-участников на 2017 год программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы " Жилище" на 2015-2020 годы.
Считает, что нарушено предусмотренное законом жилищное право на получение жилищной субсидии, полагающейся ему как гражданину, работавшему и выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что он вправе получить жилищную субсидию в виде социальной выплаты строительство или приобретение жилого помещения с учетом норматива общей жилой площади на одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.м.
Правовых оснований для исключения его из списков на получение государственного жилищного сертификата не имеется.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2016 года исковое заявление Буренина В.В. к администрации Моршанского района, Управлению строительства и инвестиций Тамбовской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата гражданином - участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 полностью удовлетворены.
Постановление администрации Моршанского района Тамбовской области N609 от 28.09.2016г. отменено, Буренин В.В. восстановлен в сводном списке на 2017 год граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем целевой программы Жилище" на 2015-2020 годы под номером 1.
За Бурениным В.В. признано право на получение государственного жилищного сертификата гражданином- участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем целевой программы Жилище" на 2015-2020 годы.
На Управление строительства и инвестиций Тамбовской области возложена обязанность выдать Буренину В.В. государственный жилищный сертификат на право получения жилищной субсидии в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со сводным списком на 2017 год граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем целевой программы Жилище" на 2015-2020 годы.
Управлением строительства и инвестиций Тамбовской области принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене обжалуемого решения суда.
В доводах жалобы указывают, что администрацией Моршанского района в управление строительства и инвестиций области было представлено учетное дело В.В. Буренина для рассмотрения вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера.
В соответствии с условиями Правил, право на получение государственного жилищного сертификата имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
В связи с тем, что В.В.Буренин фактически с 21 июля 2011г. не нуждался в улучшении жилищных условий, имея в собственности 1/2 доли квартиры общей площадью 40,9 кв.м., которая не была признана непригодной для проживания в установленном порядке, истец должен был быть исключен из состава участников подпрограммы.
Поскольку В.В. Бурениным совершена сделка по отчуждению им принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения только 18 мая 2016г., право на включение в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может возникнуть у него только 18 мая 2021 года.
В возражениях Буренин В.В. просил решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2016 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п.2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст.195 ГПК РФ.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильное применение норм материального права.
Удовлетворяя исковые требования Буренина В.В., суд исходил из того, что у истца имеется право на получение в числе лиц, претендующих на обеспечение государственным жилищным сертификатом в 2017 году, социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера, размер которой в силу закона подлежит уменьшению на сумму, полученную по договору купли-продажи квартиры.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В силу положений ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Статья 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В соответствии с пунктом 4 Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного постановлением администрации области от 05.12.2006 N 1381, исполнительным органом государственной власти Тамбовской области, осуществляющим полномочия по оформлению и выдаче сертификатов в рамках реализации подпрограммы, является управление строительства и инвестиций области.
Также в соответствии с вышеуказанным пунктом управление строительства и инвестиций области получает от органов местного самоуправления укомплектованные ими учетные дела граждан - участников подпрограммы, включенных в утвержденные списки получателей сертификатов в планируемом году, и возвращает недоукомплектованные учетные дела в органы местного самоуправления для доработки.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установилправо граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Моршанского района Тамбовской области N490 от 26 ноября 1999г. Буренин В.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включен в список граждан, уволенных с военной службы или органов внутренних дел в запас или отставку, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации Моршанского района N627 от 29 июня 2007г. изменена категория Буренина В.В. с граждан, уволенных с военной службы или органов внутренних дел в запас или отставку, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий, на категорию граждан, выехавших из районов Крайнего Севера в рамках программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, установленных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153.
Постановлением администрации Устьинского сельского совета Моршанского района от 25 июня 2015г. N111 жилой дом N86, расположенный по адресу: ***, принадлежащий Буренину В.В., признан непригодным для проживания.
20 июня 2016г. Бурениным В.В. выдано обязательство о передаче указанного выше жилого дома в муниципальную собственность после получения сертификата.
21 июля 2011 г. Буренину В.В. выдано свидетельство о праве на наследство на 1/2 долю квартиры общей площадью 40,9 кв.м., расположенной по адресу: ***, после смерти матери.
16 января 2015г. Буренин В.В. продал принадлежащую ему на праве собственности 1/2 долю квартиры общей площадью 40,9 кв.м., расположенной по адресу: ***
Как ранее отмечено, необходимым условием реализации права на получение жилищной субсидии является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Приобретенная в собственность Бурениным В.В. 1/2 доли квартиры, общей площадью 40,9 кв.м., расположенной по адресу: ***, подлежала учету.
Поскольку общая площадь 1/2 доли квартиры составляла 20,45 кв.м. (40,9:2), т.е. более учетной нормы в размере 14 кв. м, приходящейся на истца, и не позволяла Буренину В.В. с 21 июля 2011г. года находиться на жилищном учете, истцу следовало сообщить о наличии собственности в жилищный орган.
Данное обстоятельство в силу п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Между тем, ч.4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решения компетентного органа о признании квартиры N3, расположенной по адресу: *** непригодной для проживания истец суду не представил.
Проанализировав изложенные обстоятельства в их взаимосвязи с нормами права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у истца права на получение государственного жилищного сертификата гражданином- участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем целевой программы Жилище" на 2015-2020 годы и об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 21 декабря 2016 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Буренина В.В. к администрации Моршанского района, Управлению строительства и инвестиций Тамбовской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата гражданином - участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.