Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда
в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Епифановой С.А., Карнауховой И.А.
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.
при секретаре: Рудаковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ильина С.А. на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 23 декабря 2016 года
по административному исковому заявлению ФКУ "Исправительная колония N 8" УФСИН по Тамбовской области к Ильину С.А. об установлении административного надзора
Заслушав доклад судьи Уварова В.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N8" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области обратилось в суд административным исковым заявлением к Ильину С.А. об установлении административного надзора.
В обосновании заявленных требований указано, что Ильин С.А. был осужден *** года *** судом *** области по ст. *** УК РФ к *** лишения свободы с отбыванием наказания в ***. Ранее Ильин С.А. был неоднократно судим за совершение, в том числе тяжких преступлений, судимости по которым в установленном законом порядке не сняты и не погашены, что в соответствии с п. а ч. 3 ст.18 УК РФ образует особо опасный рецидив преступлений. Осужденный Ильин С.А. подлежит освобождению из мест лишения свободы *** года в связи с отбытием срока наказания. За период отбывания наказания Ильин С.А. допустил 40 нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что налагалось 35 взысканий, поощрений не имеет, имеет исковые требования со стороны потерпевших и иных лиц, выплат не производит, зарекомендовал себя с отрицательной стороны.
Административный истец просил установить Ильину С.А. следующие ограничения: запрещение посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них сроком на 6 лет; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющею местом жительства либо пребывания поднадзорною лица в определенное время суток (в период с 23 часов 00 мин. до 06 част. 00 мин) сроком на 6 лет; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации сроком на 6 лет.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 23.12.2016 года постановлено:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области к Ильину С.А. об установлении административного надзора - удовлетворить.
Установить в отношении Ильина С.А., административный надзор сроком на шесть лет.
Установить для Ильина С.А. следующие ограничения:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23:00 часов до 06:00 часов, кроме случаев, связанных с работой;
- обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц.
Срок административного надзора в отношении Ильина С.А. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Ильин С.А. просит сократить срок административного надзора и отменить административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 23:00 часов до 06:00 часов.
По мнению административного ответчика, указанная в административном исковом заявлении судимость по приговору Обнинского районного суда Калужской области от 22.10.2003 года, является погашенной 09.04.2013 года по истечению срока отбытия наказания и таким образом особо опасный рецидив преступлений на момент вынесения обжалуемого решения суда, не образовала. Кроме того, просит обратить внимание на необходимость его краткосрочных выездов за пределы места жительства, в связи с устройством на работу, а также на семейные обстоятельства, связанные с тяжелой болезнью матери, имеющую 1 группу инвалидности и нуждающуюся в постоянном уходе и присмотре.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшей решение суда оставить без изменения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом частью 2 статьи 3 названного Федерального закона предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Учитывая, что преступления Ильиным С.А. совершены при опасном рецидиве, о чем прямо указано в приговоре суда *** суда *** области от ***., относятся к категории тяжких, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении в отношении последнего административного надзора.
При определении срока административного надзора суд правильно руководствовался положениями п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", так как преступление совершено Ильиным С.А. при особо опасном рецидиве. Поскольку преступление, за которые отбывал наказание Ильин С.А., относится как к категории тяжких, срок административного наказания судом не может быть установлен менее 6 лет.
В соответствии с п. "д" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей до 23 июля 2013 г.) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным.
Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения административные ограничения. Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбытия наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Установленные судом административные ограничения в отношении Ильина С.А. применены с учетом положений Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации и личности осужденного.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы Ильина С.А. о том, что ему необоснованно установлен административный надзор на шесть лет, так как судимость от 22 октября 2003г. погашена, являются несостоятельными. В приговоре Дзержинского районного суда Калужской области от 8 августа 2012 года прямо указано, что в действиях Ильина С.А. имеется особо опасный рецидив, а то, что в последствие эта судимость была погашена, значения для установления административного надзора, не имеет. Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела и оснований считать их ошибочными не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 23 декабря 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильина С.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.