Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Губаревой С.А., судей Орловой И.Н., Арслановой Е.А., при секретаре Яковлеве А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Шогулина Г.Л. к администрации г.Чебоксары о признании квартиры частью жилого дома блокированной застройки, поступившее по апелляционной жалобе Шогулина Г.Л. решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 декабря 2016 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., объяснения Шогулина Г.Л. и его представителя Ефимова В.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей администрации г.Чебоксары Еремеева Е.П. и Гашимова Э.А., о законности судебного акта, судебная коллегия
установила:
Шогулин Г.Л. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары, в котором просил признать квартиру N ... дома N ... по ... частью жилого дома блокированной застройки, мотивируя свои требования тем, что являясь собственником квартиры, расположенной в составе жилого двухквартирного дома, им произведена реконструкция, в результате которой площадь квартиры увеличена до ... кв.м. Дом расположен на земельном участке площадью ... кв.м. Заключением межведомственной комиссии от 26 марта 2015 года весь дом по адресу: ... (квартиры NN1 и 2) признан аварийным и подлежащим сносу. Однако, его квартира аварийной не является. Так, в соответствии с заключением строительно-технической экспертизы от 18 августа 2016 года N ... , жилой дом N ... по ... , в котором расположены квартиры N 1 и N 2, является домом блокированной застройки и каждый блок (квартира) не располагаются друг над другом, находятся каждый на самостоятельном земельном участке, выделенных в натуре по факту, общей является только стена без проемов между соседними блоками (квартирами), что не противоречит п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 октября 2011 года N ОГ-Д23-1694 "О статусе жилого дома блокированной застройки". Кроме того, эксперт пришел к выводу о том, что если одна из половин дома или квартира N ... будет снесена, то это никак не повредит второй половине дома или квартире N ... и она может быть использована по своему назначению, так как в процессе проведенной реконструкции квартиры N ... были соблюдены градостроительные, пожарные и санитарные нормативные требования. Квартира N ... (блок N ... ) двухквартирного (фактически блокированного) жилого дома N ... по ... не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует требованиям СНиП, в том числе строительным, санитарным и противопожарным нормам и требованиям. Полагая, что изложенное свидетельствует о нарушении его жилищных права, поскольку он и члены его семьи, а также другие семьи, проживающие в спорной квартире, общей площадью ... кв.м, утратят жилое помещение полностью отвечающее всем санитарным и строительным нормам и не являющееся аварийным, а взамен получат жилое помещение по договору социального найма площадью приблизительно ... кв.м, Шогулин Г.Л. просил об удовлетворении заявленных им требований.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Шогулин Г.Л. и его представитель Плетнев М.А. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г.Чебоксары Гашимов Э.А. исковые требования не признал.
Третье лицо Радикова Н.С. и представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Чебоксары в судебном заседании не присутствовали.
Судом постановленоуказанное выше решение, обжалованное Шогулиным Г.Л. на предмет отмены и принятия нового решения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на земельном участке с кадастровым номером ... , относящемся к землям населенных пунктов, имеющим вид разрешенного использования - для обслуживания малоэтажного жилого дома, площадью ... кв.м, по адресу: ... расположен жилой дом.
Данный жилой дом состоит из 2 жилых помещений, определенных как квартиры. В таком виде объекты недвижимого имущества поставлены на кадастровый учет.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности на квартиру N ... площадью ... кв.м. произведена 02.06.2016 года за истцом Шогулин Г.Л.; на квартиру N ... площадью ... кв.м. произведена 09.08.2012 года за третьим лицом Радиковой Н.С., а также ... по 1/3 доле в праве каждый(09.08.2012 года).
Земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... под жилым домом, равно как и общее имущество в многоквартирном доме, находятся в общей долевой собственности.
Сторонами не оспаривается, что собственник квартиры N ... осуществил реконструкцию принадлежащего ему помещения, путем пристройки новых объемно-планировочных помещений к комнате N ... литеры А в виде одноэтажного Г-образного кирпичного пристроя(литера А1) с подвалом(литера А2) и надстройки над ними мансардного этажа(литера А1) площадью ... кв.м(экспликация к поэтажному плану по данным технической инвентаризации от 04.09.2013 года). В результате площадь квартиры N ... составила ... кв.м.
Отказывая в удовлетворении требования Шогулина Г.Л. о признании квартиры N ... дома N ... по ... частью жилого дома блокированной застройки, суд первой инстанции руководствуясь понятием жилого дома блокированной застройки, регламентированном в п.2 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации исходил из отсутствия в материалах дела доказательств расположения квартиры N ... на отдельном земельном участке.
Судебная коллегия окончательный вывод суда находит верным.
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой права, как квартира, так и жилой дом (часть жилого дома) имеет единый статус - жилого помещения и являются самостоятельными объектами жилищных прав.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 (в ред. от 2 августа 2007 года), согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены, в числе прочих, объекты капитального строительства, как:
объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;
жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
При этом с учетом ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях эксплуатации указанных жилых домов каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации).
Действующее законодательство, строительные нормы и правила (СП 55.13330.2011) к блокированным домам относят дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на земельный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных выходов, а также помещений, расположенных над или под другими жилым блоками.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"(в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 361-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2017 года) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ст. 16 того же закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Таким образом, жилой дом N ... по ... был введен в эксплуатацию как жилой дом, расположен на земельном участке с кадастровым номером ... , в состав которого включена, в том числе, квартира N ... площадью ... кв.м., имеющая кадастровый номер ... Постановка на кадастровый учет как жилого помещения в многоквартирном доме, так и регистрация права собственности в Едином государственном реестре прав на указанное недвижимое имущество произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства без каких-либо нарушений.
Следовательно, исковое заявление о признании квартиры N ... дома N ... по ... частью жилого дома блокированной застройки фактически направлено на изменение статуса жилой недвижимости, возведенной в соответствии с требованиями действующего законодательства, поставленной на кадастровый учет.
Согласно п. 10 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 93, вступившим в силу с 01 января 2017 года) изменение любых характеристик объектов недвижимости в ЕГРП происходит на основании измененных сведений государственного кадастра недвижимости.
Изменение кадастровых сведений об объекте недвижимости производится на основании заявления собственника с приложением технического плана объекта недвижимости, содержащего новые сведения о данном объекте(подп. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу частей 3, 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации за правообладателями объектов капитального строительства закреплено право самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований, выбирать вид разрешенного использования своего объекта из числа видов, закрепленных градостроительными регламентами при условии, что здание соответствует техническим регламентам, регулирующим избранный вид деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений, что включает в себя, в том числе изменение статуса жилого дома.
Также в соответствии с Жилищным кодексом РФ вопросы изменения статуса объектов недвижимости (перевод из одной категории в другую, обусловленные переустройством жилого помещения относительно инженерных сетей, санитарно-технического и иного оборудования и т.п.) осуществляются с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
По смыслу указанных норм, если правилами землепользования и застройки для соответствующей территориальной зоны предусмотрено размещение жилых домов блокированной застройки, а сам объект соответствует требованиям технических регламентов, изменение статуса недвижимого имущества в объект блокированной застройки возможно вследствие реконструкции, переустройства с соблюдением требований градостроительного законодательства, с последующим изменением кадастровых сведений об объекте недвижимости, по совместному заявлению правообладателей объектов недвижимого имущества, применительно к настоящему спору - собственников квартир NN 1 и 2 жилого дома N ... по ... , являющихся одновременно собственниками общего имущества в многоквартирном доме, находящегося в общей долевой собственности.
Соответственно, поскольку в рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, Шогулину Г.Л. и Радиковой Н.С., ... принадлежат объекты недвижимого имущества, которые имеют статус жилых помещений и являются квартирами в многоквартирном жилом доме, отсутствии в материалах дела доказательств соблюдения установленного порядка изменения статуса недвижимого имущества, то оснований для признания одной из квартир частью жилого дома блокированной застройки, вопреки доводам жалобы, не имеется.
Действующим законодательством не предусмотрено при наличии в доме нескольких квартир, признать одну из квартир частью жилого дома блокированной застройки, равно как и не предусмотрена возможность одновременного существования в жилом доме различных объектов недвижимости, имеющих различный правовой статус.
Кроме того, в спорных правоотношениях ответчик - администрация г.Чебоксары какие-либо права истца, являющегося собственником квартиры, не нарушала; решения, затрагивающего права истца по предмету спора не принимала.
При таких обстоятельствах вывод районного суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Шогулиным Г.Л. исковых требований судебная коллегия находит правильным.
Что касается доводов истца о том, что согласно заключению строительно-технической экспертизы от 18 августа 2016 года N ... выполненному специалистом ООО Экспертная компания " ... " ... по его заказу в досудебном порядке, принадлежащее ему жилое помещение является структурно обособленной частью блокированного жилого дома, изложенных как в обоснование иска, так и в апелляционной жалобе, то они при установленных обстоятельствах, основанием к отмене постановленного по делу решения не являются.
Не могут быть приняты во внимание и доводы Шогулина Г.Л. о том, что при проведении строительства и реконструкции в результате которых площадь принадлежащей ему квартиры увеличилась с ... кв.м до ... кв.м, им были соблюдены все нормы и правила в сфере градостроительства, пожарной и санитарной безопасности, поскольку данные обстоятельства при установленных выше обстоятельствах, уже не являются для истца юридически значимыми.
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы сводятся к необходимости переоценки доказательств, которые не основаны на нормах процессуального закона.
В этой связи судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Шогулина Г.Л. решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 22 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Губарева
Судьи И.Н. Орлова
Е.А.Арсланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.