судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
и судей Жуковой Е.Г., Терехиной Л.В.
при секретаре Трофимовой Е.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Сидоровой О.В. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 января 2017 года, которым постановлено:
Иск Сидоровой О. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области о понуждении к включению периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии с 5 апреля 2016 года удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области включить в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) отпуск по беременности и родам с 03.03.1999 по 28.07.1999.
В удовлетворении остальной части исковых требований Сидоровой О. В. отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Сидорова О.В. обратилась в суд с иском, указав, что она, 10.12.1969 года рождения, 05.04.2016 года обратилась с заявлением в Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное Учреждение) о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Пензе Пензенской области полагает, что её специальный стаж лечебной деятельности составляет только 28 лет 20 дней. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного Фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Пензе Пензенской области 104569 от 22.04.2016 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по причине недостаточного специального работы. Вышеупомянутое решение Комиссии при Управлении Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в "адрес" считает незаконным.
Просит суд включить ей в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью периоды работы в льготном исчислении с 01.01.2015 г. по 04.04.2016 г. в должности заведующей патологоанатомическим отделением общей патологии N3 врача-патологоанатома ГБУЗ "данные изъяты" как один год работы за 1 год 6 месяцев; период с 03.03.1999 г. по 28.07.1999 г. в льготном исчислении как один год работы за 1 год 6 месяцев - период нахождения в отпуске по беременности и родам; период с 01.04.2000 г. по 31.12.2000 г. в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев - период работы в должности врача-патологоанатома городского централизованного патологоанатомического отделения, проводившего гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обрабатывающего трупный, операционный и биопсийный материал до 0,75 ставки в ГБУЗ "данные изъяты"
Ответчик иск не признал.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Сидорова О.В. просила отменить решение суда в неудовлетворенной части исковых требований, вынести новое решение, которым удовлетворить ее требования в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции истец Сидорова О.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила удовлетворить иск в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в городе Пензе Пензенской области по доверенности Зинина Е.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность решения в пределах доводов жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 01.08.1995 г. по 02.03.1999 г., с 01.01.2001 г. по 07.12.2010 г. Сидорова О.В. работала в должности врача-паталогоанатома городского централизованного патолого-анатомического отделения, проводящего гистологическое исследование трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обрабатывающего трупный, операционный и биопсийный материал;
с 08.12.2010 г. по 31.12.2014г. Сидорова О.В. работала в должности заведующего городским централизованным патолого-анатомическим отделением-врача-патологоанатома, проводящего гистологическое исследование трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обрабатывающего трупный, операционный и биопсийный материал ГБУЗ "данные изъяты";
с 01.01.2015г. по 04.04.2016г. в Сидорова О.В. работала заведующей патологоанатомическим отделением общей патологии N3 - врача патологоанатома ГБУ3 "данные изъяты"
Сидорова О.В. 05.04.2016 года обратилась в УПФР (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
22.04.2016 УПФР (ГУ) в г. Пензе Пензенской области принято решение N об отказе Сидоровой О.В. в установлении пенсии в связи с недостаточностью стажа.
Решение суда обжалуется в части не включения в специальный стаж истца в льготном исчислении периода работы с 01.01.2015г. по 04.04.2016г. заведующей патологоанатомическим отделением общей патологии N3 - врача патологоанатома ГБУ3 "данные изъяты" и периода работы истца с 31.04.2000г. по 31.12.2000г. в должности врача-паталогоанатома городского централизованного патолого-анатомического отделения, проводящего гистологическое исследование трупного - материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обрабатывающего трупный, операционный и биопсийный материал до 0,75 ставки ГБУЗ "данные изъяты"
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в ранее действующих пункте б части 1 статьи 12, статьях 81 и 83 Закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1, а таже в подпункте 20 п. 1 статьи 30 ранее действующего Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок исчисления периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения установлен Правительством РФ.
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781; а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
В соответствии со "Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Аналогичные положения закреплены в Списках от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N781.
Списками и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, установлено льготное исчисление стажа 1 год за 1 год 6 месяцев для врачей-патологоанатомов, в том числе, врачей-заведующих и среднего медицинского персонала, работающих, в поименованных в Перечнях и Правилах учреждениях здравоохранения.
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается работа врачам-патологоанатомам и врачам-заведующим, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала в патологоанатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка, а также Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).
Таким образом, в п. 3 Перечня в числе учреждений, имеющих патологоанатомические отделения, работа в которых, дает право врачам-патологоанатомам и врачам-заведующим на льготное исчисление стажа, указаны больницы всех наименований и другие учреждения, однако не поименованы бюро (перечисленные в п. 22 Списка), в том числе судебно-медицинской экспертизы, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что льготное исчисление стажа заведующей патологоанатомическим отделением общей патологии N3 - врача патологоанатома "данные изъяты", указанными выше правовыми нормами не предусмотрено.
Кроме того,Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года N 395, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.07.2003 года, Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся: больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, бюро судебно-медицинской экспертизы. Аналогичные наименования лечебно-профилактических медицинских организаций предусмотрены номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, действующей в настоящее время.
Исходя из того, что указанные учреждения здравоохранения относятся к разным типам (видам) учреждений, бюро судебно-медицинской экспертизы поименовано правильно, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для установлений тождества функций, условий и характера деятельности патологоанатома в патологоанатомических отделениях больниц, госпиталей и бюро судебно-медицинской экспертизы отсутствуют, а, соответственно, отсутствуют и правовые основания для льготного исчисления стажа работы истца в оспариваемый период с 01.01.2015г. по 04.04.2016г.
Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с ноября 1999 года, а в качестве главной медсестры - независимо от времени, когда выполнялась работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких, указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Учитывая указанные положения, суд первой инстанции обоснованно отказал во включении в специальный стаж периода работы истца с 31.04.2000 г. по 31.12.2000 г. в должности врача-патологоанатома городского централизованного патолого-анатомического отделения, проводящего гистологическое исследование трупного - материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обрабатывающего трупный, операционный и биопсийный материал до 0,75 ставки ГБУЗ "данные изъяты"
Оценив обстоятельства пенсионного спора в соответствии с приведенными нормами законодательных актов, суд пришел к обоснованному выводу о законности отказа ответчиком в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с отсутствием у истца необходимого стажа работы для назначения такой пенсии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и фактически сводятся к необходимости переоценки, исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сидоровой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.