Судья Хабаровского краевого суда Пилипчук С.В., рассмотрев жалобу законного представителя АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска" Лесковой Ю.В. на постановление государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г.Хабаровска по пожарному надзору от 29 ноября 2016г. и решение судьи Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 20 февраля 2017г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска",
установил:
Постановлением государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г.Хабаровска по пожарному надзору от 29 ноября 2016г. АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска" привлечено к ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 20 февраля 2017г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
Законный представитель Общества Лескова Ю.В. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой, указав на необоснованность привлечения юридического лица к ответственности за инкриминируемые правонарушения, просит постановление должностного лица и решение суда отменить, приводя доводы аналогичные рассмотренным судом первой инстанции.
Жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица Лесковой Ю.В., должностного лица Савченко И.С., надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлявших.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Общества - Краснобай М.И., должностного лица административного органа Кожевникова В.Г., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 02 ноября 2016г. в ходе проведения проверки объекта защиты, расположенного по "адрес", собственником "данные изъяты" доли которого является АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска", с целью контроля за исполнением обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты юридическим лицом, государственным инспектором по пожарному надзору выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ как административные правонарушения, которые изложены в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля объекта защиты юридического лица N161 от 02 ноября 2016г.; протоколах об административных правонарушениях от 21 ноября 2016г.; постановлении о назначении административного наказания от 29 ноября 2016г. и решении суда первой инстанции от 20 февраля 2017г.
Результаты проверки послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ и привлечения к ответственности.
Проверка законности и обоснованности постановления должностного лица и судебного решения показывает, что выводы должностного лица и судьи суда первой инстанции основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы, и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Юридически значимые обстоятельства судьей районного суда определены правильно, в оспариваемом решении приведены и мотивы со ссылкой на нормы закона, по которым судья пришел к выводу об обоснованности привлечения Общества к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ. Оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств не имеется.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В силу ст.6.1 указанного Федерального закона, предметом проверки является соблюдение, в том числе на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, требований пожарной безопасности.
На основании свидетельства о государственной регистрации права "данные изъяты" доли в праве собственности на нежилое здание, расположенное по "адрес", принадлежит Обществу (л.д. 17,140).
Согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности Общества является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (л.д.47-55).
Предметом договоров аренды объектов нежилого фонда N от 26 июля 2016г., N от 25 декабря 2014г. и других является предоставление во временное пользование, то есть в аренду нежилых помещений, расположенных по "адрес", арендодателем по которым выступает АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска", которому и принадлежат на праве собственности сдаваемые в аренду помещения (л.д. 30-33, 34-37).
Анализ вышеуказанных положений нормативных актов и документов, имеющихся в материалах дела, свидетельствует о том, что именно Общество является лицом, при обстоятельствах установленных по делу, ответственным за соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности на объекте защиты, расположенном по "адрес", и как следствие субъектом ответственности за выявленные нарушения должностным лицом административного органа требований пожарной безопасности в данном нежилом помещении.
Согласно положениям ч.1 ст.64 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В силу п.1 Приложения N2 к Приказу МЧС России от 24 февраля 2009г. N91, устанавливающего порядок регистрации декларации пожарной безопасности, декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со ст.64 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ и ст.49 Градостроительного кодекса РФ и составляется в отношении: объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением, в том числе отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Согласно материалам дела, торговый центр "Северный", общая площадь которого составляет 3391,1 кв.м. и "данные изъяты" доли в праве собственности принадлежат Обществу, т.е. более чем 1500 квадратных метров принадлежат Обществу, тогда как у организаций, арендующих помещения, принадлежащие Обществу, в том числе ООО Галина" и ООО "Бинго", в пользовании находится площадь равная 219,7 кв.м. и 474,8 кв.м. и 426,4 кв.м. соответственно, что свидетельствует об отсутствии у последних обязанности в соответствии с требованиями закона по предоставлению декларации пожарной безопасности. В связи с чем, доводы жалобы о том, договорами аренды помещений данная обязанность возложена на арендаторов торговых помещений, не освобождает Общество от ответственности за выявленное нарушение. Пункт 3.2.9 договоров аренды не освобождает Общество от ответственности за другие выявленные нарушения, поскольку указание о том, что арендатор обязуется соблюдать на арендуемом объекте требования Госпожнадзора (л.д. 30-39) не устанавливает конкретно выполнение каких-либо требований и обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности арендаторами.
Проведение проверки было включено в годовой календарный план проведения мероприятий по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на 2016год, 27 сентября 2016г. вынесено соответствующее распоряжение о ее проведении, из содержания которого следует, что предметом проверки являлось соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты, расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул.Даниловского, 16а, правообладателем которого является Общество. Копия распоряжения Обществом была получена 06 октября 2016г. (л.д. 137-138), в связи с чем, доводы жалобы о нарушении при проведении проверки, о том, что проверка проводится в отношении объекта защиты, а не в отношении его собственника, т.е. юридического лица, являются необоснованными.
Привлечение к ответственности за выявленные нарушения Общества при обстоятельствах, установленных по делу, не является основанием к несоблюдению в дальнейшем арендаторами помещений требований законодательства о пожарной безопасности, в случае нарушений, допущенным ими, не исключается и их привлечение к ответственности.
Доводам жалобы Общества на постановление должностного лица административного органа судом дана надлежащая оценка.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного акта, не усматривается.
С учетом изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г.Хабаровска по пожарному надзору от 29 ноября 2016г. и решение судьи Краснофлотского районного суда г.Хабаровска от 20 февраля 2017г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении АО "Центр инновационных технологий города Хабаровска" оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица Лесковой Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда С.В. Пилипчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.