Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Жельнио Е.С.,
судей Верхотуровой И.В., Лукьянченко Р.В.,
при секретаре Арабаджи М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 апреля 2017 года гражданское дело по иску Чернявского А. Л. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю", временно исполняющему обязанности начальника Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю Кудрину А. Ю., начальнику Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю" Крюкову В. В., председателю комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю Сенчукову В. Г., заместителю председателя комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю Николаевой И. В. о признании неправомерными действий (бездействия) должностных лиц и недействительным решения жилищной комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по апелляционным жалобам истца и третьих лиц на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 09 августа 2016 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
Чернявский А.Л. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю" (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю), временно исполняющему обязанности начальника УФСИН России по Хабаровскому краю Кудрину А.Ю., начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Крюкову В.В., председателю комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю Сенчукову В.Г. и заместителю председателя Николаевой И.В. о признании права на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и признании данного права нарушенным, признании незаконными действий комиссии УФСИН России при рассмотрении вопроса о постановке на учет для получения ЕСВ в виде искажения обстоятельств дела, признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты, признании незаконным бездействия начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Крюкова В.В. и начальника УФСИН России по Хабаровскому краю Кудрина А.Ю., выразившегося в неисполнении Приказа ФСИН России от 16.10.2014 года N.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 11.10.2013 года проходил службу по контракту в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, 12.04.2015 года уволен со службы с выслугой более 45 лет. Имея, в силу ст.4 ФЗ от 30.12.2012 года N 283 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, он непосредственно перед увольнением 10.04.2015 года обратился с рапортом о постановке на учет для ее предоставления на состав семьи 3 человека (с учетом супруги и дочери). Однако, 26.06.2015 года комиссией УФСИН России по Хабаровскому краю было принято решение об отказе в постановке его на учет по причине предоставления неполного комплекта документов. Считает данный отказ незаконным, поскольку все необходимые документы для реализации гарантированного законом права были им представлены.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования изменил и просил признать неправомерными действия членов комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю, в том числе председателя комиссии Сенчукова Е.В. и его заместителя Николаевой И.В., выразившиеся в сокрытии фактических обстоятельств дела; признать неправомерным бездействие начальника учреждения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Крюкова В.В. и начальника УФСИН России по Хабаровскому краю Кудрина А.Ю., выразившееся в неисполнении Приказа ФСИН России от 16.10.2014 года N 550; признать незаконным решение комиссии УФСИН России по Хабаровскому краю от 21.06.2016 года об отказе в постановке на учет Чернявского А.Л. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с учетом членов его семьи Чернявской Т.П. и Чернявской А.А ... Дополнительно указал, что в отсутствие необходимых документов комиссия не вправе была рассматривать вопрос о постановке его на учет, до рассмотрения рапорта ему должны были предложить устранить недостатки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, привлечены Чернявская Т.П., Чернявская А.А..
Ответчики исковые требования не признали, заявив о пропуске истцом предусмотренного КАС РФ срока для оспаривания действий (бездействия) должностных лиц, и ссылаясь на соответствие решения об отказе в принятии на учет требованиям законодательства. Чернявскому А.Л. неоднократно разъяснялся порядок постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и перечень необходимых для этого документов, однако приложенные им к рапорту о постановке на учет документы установленным требованиям не соответствовали.
Решением Кировского районного суда г.Хабаровска от 09.08.2016 года Чернявскому А.Л. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) представитель истца Чернявского А.Л. Пенязь М.В. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом обстоятельств дела, свидетельствующих о предоставлении истцом всех необходимых документов для разрешения вопроса о постановке на учет для получения выплаты с предъявлением секретарю комиссии оригиналов документов. Наличие у истца права на получение ЕСВ следует из закона и ответчиками не оспорено.
Третьи лица Чернявская Т.П., Чернявская А.А. в апелляционной жалобе (с учетом дополнений) просят отменить решение суда как незаконное по мотиву рассмотрения дела в их отсутствие без надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. О принятом решении им стало известно при направлении дела в апелляционную инстанцию с жалобой Чернявского А.Л..
В письменных возражениях на апелляционные жалобы представители ответчиков просят оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании истец Чернявский А.Л., третьи лица Чернявская Т.П., Чернявская А.А. и их представитель Пенязь М.В. апелляционные жалобы поддержали по изложенным в них доводам, представители ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Гепалова Т.С. и УФСИН России по Хабаровскому краю Николаева И.В. с доводами апелляционных жалоб не согласились и просили оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, их неявка разбирательству дела не препятствует.
Заслушав объяснения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и принять новое решение.
Согласно ст.4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
В соответствии с п.п.5-7 указанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил). Копии указанных документов должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов. На основании заявления и данных документов комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом УФСИН России по Хабаровскому краю от 28.01.2015 года Чернявский А.Л., проходивший службу в должности "данные изъяты" ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, уволен по ст.58 ч.1 п. "б" (по достижению предельного возраста) 12.04.2015 года, выслуга лет на день увольнения составила 31 год 03 месяца 23 дня в календарном исчислении и 45 лет 06 месяцев 23 дня - в льготном.
25.12.2014 года в ходе беседы по вопросу увольнения из уголовно-исполнительной системы Чернявскому А.П. на вопрос о необходимости постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, был дан ответ о необходимости обращения в комиссию УФСИН России по Хабаровскому краю.
10.04.2015 года Чернявским А.Л. в УФСИН России по Хабаровскому краю было подано заявление (рапорт) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи, включая супругу Чернявскую Т.П., дочь Чернявскую А.А..
Распоряжением УФСИН России по Хабаровскому краю от 19.01.2015 года утвержден состав комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в состав комиссии в числе прочих включены ФИО1. (председатель комиссии), ФИО2 (заместитель председателя), ФИО3 (секретарь).
Согласно выписке из протокола указанной комиссии от 24.06.2015 года по результатам рассмотрения заявления Чернявского А.Л. и представленных им 10.04.2015 года документов было принято решение о возвращении документов в адрес заявителя и отказе в постановке на учет. При этом в представленных истцом документах были установлены следующие недостатки: в заявлении отсутствует дата подачи документа; в копии послужного списка отсутствует дата заверения документа; отсутствует справка кадрового аппарата об имеющейся выслуге лет на дату подачи заявления; заявитель и члены его семьи прописаны по разным адресам; в представленных справках ЕГРП и БТИ нет проверочных данных на супругу Чернявскую Т.П. в девичестве Попову; отсутствует оригинал справки БТИ (представлена копия); отсутствует справочная информация БТИ Дагестан на супругу Чернявскую (Попову) Т.П. уроженку данной республики; предоставлены копии протоколов об административном правонарушении об отсутствии регистрации на Чернявского А.Л. и Чернявскую Т.П. за 2013 год; представленные копии документов должным образом не заверены и оригиналы не представлены.
В письме от 26.06.2015 года Чернявскому А.Л. сообщено о принятом комиссией УФСИН решении, обоснованном предоставлением неполного пакета документов, представлением не заверенных копии в отсутствие оригиналов, в связи с чем, документы возвращены заявителю.
Истец и члены его семьи на период прохождения службы были обеспечены служебным жилым помещением, 24.08.2015 года ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Чернявскому А.Л. направлено уведомление о необходимости в связи с увольнением освободить предоставленное на период прохождения службы служебное жилое помещение N площадью 12,57 кв.м на 4 этаже административного корпуса по "адрес".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что процедура постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты носит заявительный характер и сопровождается обязательным предоставлением необходимых документов, копии которых должны быть заверены в установленном порядке, либо представлены одновременно с оригиналами. В компетенцию комиссии входит принятие решений о постановке или об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты. Поступившие от Чернявского А.Л. на комиссию документы были приняты, первично обработаны и зарегистрированы в соответствии с установленным порядком, нарушений со стороны секретаря комиссии по порядку приема и регистрации документов допущено не было. Секретарь комиссии, также как и любой другой член комиссии, включая председателя и его заместителя, не уполномочены на единоличное принятие решений о достаточности документов и их возвращении без рассмотрения в случае выявления недостатков. Заявление Чернявского А.Л. было рассмотрено комиссией, сформированной в соответствии с утвержденным порядком, исключающим возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения. Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий (бездействия) кого-либо из членов комиссии и комиссии в целом, не представлено. Поскольку Чернявский А.Л. с 2009 года входил в состав жилищно-бытовой комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, учитывая проведение в СИЗО-1 соответствующих занятий по изучению действующего законодательства, а также в силу ранее занимаемой должности, истец не мог не знать об установленном порядке постановки на учет для получения единовременной выплаты. Рассмотрение представленных документов на комиссии предполагает принятие решений, относящихся к компетенции комиссии о постановке на учет или об отказе в постановке исходя из объема представленных документов. Отказ в постановке Чернявского А.Л. на учет обусловлен предоставлением неполного пакета документов, в том числе представляющих собой не заверенные копии, что препятствовало принятию объективного решения о наличии (отсутствии) у истца права на единовременную выплату. Доводы истца о предоставлении им документов в соответствии с установленным перечнем, возращении ему неполного пакета документов и отсутствия у комиссии правомочий по принятию оспариваемого решения своего подтверждения не нашли. Вопрос о наличии или отсутствии у Чернявского А.Л. права на получение единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилья комиссией в отсутствие необходимых документов не решался, в связи с чем, доводы истца о наличии у него такого права значения для разрешения данного спора не имеют.
Судебная коллегия находит необоснованными доводы апелляционной жалобы третьих лиц о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права вследствие рассмотрения дела в их отсутствие.
В силу требований ст.ст.113, 116 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле. В случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату.
В соответствии со ст.ст.35, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки.
Как следует из материалов дела (т.1 л.д.110, 116, 139, 142, 146, 179, 185, 222, 227-228, 248), а также объяснений истца и третьих лиц, последним было известно о рассмотрении судом данного спора. Чернявский А.Л., приходящийся супругом и отцом соответственно Чернявской Т.П. и Чернявской А.А., а также его представитель, принимали на себя обязательства по надлежащему извещению третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, истец сообщал членам семьи о времени и месте судебного разбирательства. Чернявский А.Л. и его представитель, неоднократно принимавшие участие в судебных заседаниях, не заявляли о не извещении Чернявской Т.П. и Чернявской А.А. о судебном заседании и против рассмотрения дела в их отсутствие не возражали, что следует из протоколов судебного заседания. О назначении судебного заседания на 09.08.2016 года извещение в адрес третьих лиц было направлено почтой, отправление получено адресатом 02.08.2016 года.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным, если оно поступило лицу, которому направлено, но по зависящим от него обстоятельствам не было вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ).
Чернявская Т.П. и Чернявская А.А., будучи уведомлены о рассмотрении судом данного спора и своем процессуальном статусе, заинтересованности в исходе дела не проявляли, каких-либо мер для доведения до суда своей правовой позиции относительно заявленного иска не предприняли.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц, доводы апелляционной жалобы в указанной части основанием для отмены решения суда и перехода в соответствии со ст.330 ГПК РФ к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции являться не могут.
Вместе с тем, разрешая спор по существу, суд первой инстанции не в полной мере учел положения ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, в силу которых право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях ФСИН России с правом на пенсию, лишь в том случае, если они были приняты в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных ч.1, 3 ст.4 ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Между тем, как следует из материалов дела, в том числе из объяснений представителей ответчиков, на заседании комиссии вопрос о наличии или отсутствии у Чернявского А.Л. права на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по существу не разрешался. Оспариваемое истцом решение комиссии, содержащее противоречивые выводы как о возвращении документов заявителю, так и об отказе в постановке на учет, основано на несоблюдении заявителем формальных требований к оформлению представляемых документов, которые с учетом установленного срока рассмотрения комиссией заявления (3 месяца со дня обращения) могли быть преодолены путем дооформления документов и предоставления оригиналов.
Отсутствие в заявлении о постановке на учет даты, при наличии его регистрации, не препятствует установлению даты обращения с таким заявлением. Отсутствие в копии послужного списка даты заверения документа и справки кадрового аппарата об имеющейся выслуге лет на дату подачи заявления (на 10.04.2015 года) при наличии сведений о расчете выслуги лет на дату увольнения со службы (12.04.2015 года), свидетельствует о ненадлежащем оформлении документов сотрудниками кадрового аппарата. Перечень документов, которые в соответствии с Правилами подлежат предоставлению заявителем в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, содержит ссылку на документы, свидетельствующие о месте регистрации сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи, а также документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений. При этом исчерпывающий (конкретный) перечень таких документов в указанных Правилах не приведен, как не приведены и критерии определения достаточности таких документов для подтверждения тех или иных обстоятельств. Факт предоставления истцом документов о месте регистрации его и членов семьи, и материалов административного производства, свидетельствующих о несовпадении мест регистрации и фактического проживания, как и отсутствия возможности зарегистрироваться по месту жительства в административном здании СИЗО-1, нашел свое подтверждение и ответчиками не оспаривался. Документы, свидетельствующие об отсутствии в собственности супруги истца жилых помещений, также были представлены, определение их достаточности в обязанность Чернявского А.Л. не входило. Ответчиками также не опровергнуты доводы истца о предоставлении им при сдаче копий документов их оригиналов, и не обоснована невозможность предоставления оригиналов документов на заседание комиссии или до такового для удостоверения копий.
Действующее правовое регулирование спорных правоотношений не содержит указаний на возможность возвращения представленных на комиссию документов без рассмотрения, в том числе для их дооформления, однако и не запрещает совершение действий, направленных на устранение недостатков оформления документов с целью своевременного и правильного рассмотрения вопроса о праве сотрудников ФСИН и лиц, уволенных со службы, на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 Приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок).
Согласно п.5 указанного Порядка о дате приема рапортов, заявлений о постановке на учет для получения единовременной выплаты, а также документов, необходимых при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, выдается справка.
В соответствии с п.п.6-7, 17-18 Порядка комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, создаются в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты. Данные комиссии до принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него, осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления. Комиссия принимает одно из следующих решений (с указанием в протоколе заседания комиссии основания): о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.
Нормами ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в трехмесячный срок со дня подачи) комиссией ФСИН России - до или после его увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям ч.2 ст.19 Конституции РФ, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право на единовременную социальную выплату на момент обращения в территориальную комиссию ФСИН с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСИН России, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обладающими таким же правом (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что при принятии оспариваемого решения комиссией УФСИН России по Хабаровскому краю по существу не разрешен вопрос о наличии или отсутствии у истца права на получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья, а в постановке на учет отказано по формальным основаниям, в результате чего истец, имеющий выслугу более 45 лет, проживающий с семьей в служебном жилом помещении, расположенном в административном здании СИЗО-1 и не имеющий иного жилья (доказательств обратного не представлено), лишен возможности реализовать свои жилищные права путем получения указанной выплаты, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в части. Судебная коллегия полагает необходимым признать обжалуемое решение недействительным и возложить на комиссию обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения поданного Чернявским А.Л. 10.04.2015 года заявления (рапорта) при предоставлении им необходимых документов, согласно установленного перечня.
Доводы ответчиков о пропуске истцом предусмотренного КАС РФ срока для обжалования указанного решения, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку данное решение к числу актов, подлежащих оспариванию в порядке административного судопроизводства, не относится.
Предусмотренные законом основания для возложения персональной ответственности за принятие обжалуемого решения на членов комиссии, в том числе ее председателя и его заместителя, а также руководителей УФСИН России по Хабаровскому краю и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, и признания их действий (бездействия) незаконными, судебной коллегией не установлены.
Поскольку право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения для лиц, уволенных со службы с правом на пенсию, обусловлено принятием их на соответствующий учет, в то время как комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения решение о наличии у истца права на получение выплаты по существу не принималось и оценка наличия обязательных условий, предусмотренных ст.4 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ не давалась, учитывая отсутствие в материалах дела документов, достаточных для вывода о наличии или отсутствии у Чернявского А.Л. и членов его семьи такого права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска в части признания права на получение такой выплаты.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 09 августа 2016 года по иску Чернявского А. Л. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю", временно исполняющему обязанности начальника Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю Кудрину А. Ю., начальнику Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю" Крюкову В. В., председателю комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю Сенчукову В. Г., заместителю председателя комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю Николаевой И. В. о признании неправомерными действий (бездействия) должностных лиц и недействительным решения жилищной комиссии, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в части.
Признать недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 июня 2015 года в отношении Чернявского А. Л..
Обязать комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Хабаровскому краю и подведомственных учреждений, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения повторно рассмотреть заявление (рапорт) Чернявского А. Л. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поданный 10 апреля 2015 года, при предоставлении им необходимых документов, согласно установленного перечня.
В удовлетворении остальной части иска Чернявскому А. Л. отказать.
Председательствующий судья Е.С. Жельнио
Судьи И.В. Верхотурова
Р.В. Лукьянченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.